Почему опять дорожает бензин?
За окном хоть и кризис, но ездить на авто в последнее время стало приятнее. Почти каждый день есть повод для радости: не успел оглянуться, а бензин еще на 20 копеек подешевел.
По моим скромным подсчетам, за два месяца литр горючего полегчал примерно на 4 рубля, то есть на 15 — 20%. Но на днях цены на заправках неожиданно снова пошли в рост, и сразу на 50 копеек. Как? Что произошло? Неужели предыдущее косметическое снижение — все, на что я могу рассчитывать в стране, которая добывает почти 10 млн. баррелей нефти в сутки? Кстати, по этому показателю мы делим первое место в мире с Саудовской Аравией, где литр бензина стоит около $0,2 (6 рублей), а дизтопливо вообще продается за копейки ($0,06).
ХИТРАЯ ФОРМУЛА ЦЕНЫ
— Причина роста стоимости бензина на заправках в том, что с начала года почти в два раза выросли оптовые цены на нефть в России. Были 2000 рублей за тонну, а сейчас 4000, — говорит Виталий КРЮКОВ, аналитик по нефти и газу ИФД «КапиталЪ». — Ведь как считается цена на нефть внутри России? Берем цену нашей нефти на мировых рынках (на бирже она обозначается как Urals), отнимаем экспортные пошлины и разницу между тем, сколько стоит поставить нефть за рубеж и в тот или иной регион России. Отсюда получаем цену на оптовом рынке для производства бензина в России.
Как интересно получается. Падает цена на нефть — нефтяники просят снизить пошлины. Но это приводит к удорожанию бензина внутри страны. Замкнутый круг. Может, что-то не так с этой формулой?
Кроме того, опускаются цены на бензин очень медленно. Нефтяники при этом говорят, что все нормально: мол, должно пройти несколько месяцев, чтобы падение стоимости «черного золота» отразилось на ценниках АЗС. Но стоит цене на нефть чуть-чуть подскочить, как заправки по мановению волшебной палочки накидывают заветные копейки.
В нефтяных компаниях от комментариев либо отказываются (так заявили в пресс-службе ТНК-ВР), либо как мантру повторяют: «Цена на бензин у нас исключительно рыночная» (пояснили в «Роснефти»).
Но где же рыночная, когда продажей бензина в основном занимаются все те же нефтяные компании, которые эту нефть и добывают? Они же продают готовый бензин по своим ценам и другим заправщикам. Нефтяники в итоге жируют, а потребителю деваться все равно некуда — дешевле бензин взять негде. Может, начнем его из Америки возить? Он там дешевле.
ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ МОНОПОЛИСТЫ
Кстати, об Америке. Нашим нефтяникам лучше бы задуматься над тем, как повысить эффективность своей работы, а не выпрашивать подачки у правительства (мол, цена на нефть упала, у нас одни убытки) и доить автолюбителей.
— В США цена аналогичного нашему А-92 бензина — 16 рублей, даже с учетом роста курса доллара, — подсчитал Виталий Крюков. — И это несмотря на то, что большую часть нефти Америка завозит из-за рубежа. Эти затраты компенсируются тем, что у них более эффективные нефтеперерабатывающие заводы. Например, с одной тонны нефти они получают в 1,5 — 2 раза больше литров бензина, чем у нас. Да и себестоимость переработки ниже.
А все почему? Потому что в США развита конкуренция на рынке нефтепродуктов. И компании на любом уровне товарной цепочки из кожи вон лезут, чтобы выиграть в жесткой борьбе за потребителя — естественно, опускают цены как можно ниже. У нас же свободного рынка нет: несколько вертикально-интегрированных компаний контролируют как добычу нефти, так и продажи бензина в стране, поэтому договориться о том, чтобы держать цены, гораздо легче. Именно с этим картельным сговором и пытается бороться ФАС (Федеральная антимонопольная служба), но пока это получается лишь частично.
ФАС УПОЛНОМОЧЕНА НАЛОЖИТЬ
Видимо, нефтяные компании уже забыли и угрозы президента, и штрафы Федеральной антимонопольной службы, которые и заставили их хоть немного снизить цены. Без этих действий цена горючего так и держалась бы в районе 25 рублей. А с девальвацией рубля вообще поднялась бы до 30. Но, видимо, по-другому в нашей стране повлиять на цены невозможно. И раз правительство согласилось с тем, что на рынке нефтепродуктов у нас всего несколько крупных игроков, а конкуренцией и не пахнет, то хотя бы пусть цены заставляет их делать приемлемыми. А то бензин у нас вроде бы по рыночной цене продается, а конкуренции-то и нет. Значит, нет и стимулов у компаний заниматься развитием технологий и снижением стоимости.
У водителей надежда только на ФАС. В 2008 году служба уже штрафовала «Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР на суммы от 1,1 до 1,5 млрд. рублей. Но монополисты обжаловали эти решения в судах — процессы идут до сих пор, до реальных взысканий ни одно дело так и не дошло.
На днях позиции ФАС укрепились. Правительство одобрило поправки в Уголовный кодекс — скоро, помимо штрафов, ФАС сможет привлекать к уголовной ответственности за ценовой сговор руководство компаний на срок до 7 лет. До 1 февраля ФАС проведет анализ цен. Если результаты антимонополистов не устроят, они возбудят новые дела против нефтяных компаний.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Как сообщает Комсомольская правда, между тем, чтобы еще больше сэкономить на потребителях, в разгар кризиса некоторые сети АЗС стали отказываться от своих дисконтных программ. К примеру, Московская топливная компания (МТК) не стала выпускать новую партию своих скидочных карт. Распродает остатки, выпущенные в прошлом году. Они стоят 200 рублей, а скидка по ним — 50 копеек с каждого купленного литра. Срок действия — до декабря 2009 года. Такая же программа была и у ТрансАЗС, однако с нового года получить скидочную карту водители не смогут — их выпуск временно приостановлен.
Нефтепродукты на eOil.ru