Почему опять дорожает бензин?
Несмотря на кризис, бензин на автозаправках продолжает дешеветь. За последние 2 месяца литр моторного топлива полегчал в цене примерно на 4 рубля — а это достаточно весомые 20 %. Но вдруг на днях цены на заправках снова пошли в рост, и сразу на 50 копеек. Анализируя причины такой ценовой динамики, «Комсомольская правда» приводит мнение аналитиков. «С начала года почти в два раза выросли оптовые цены на нефть в России. Были 2000 рублей за тонну, а сейчас 4000, — говорит Виталий КРЮКОВ, аналитик по нефти и газу ИФД «КапиталЪ». — Ведь как считается цена на нефть внутри России? Берем цену нашей нефти на мировых рынках (на бирже она обозначается как Urals), отнимаем экспортные пошлины и разницу между тем, сколько стоит поставить нефть за рубеж и в тот или иной регион России. Отсюда получаем цену на оптовом рынке для производства бензина в России».
Как интересно получается. Падает цена на нефть — растут цены на бензин внутри страны, потому что нефтяники просят снизить пошлины. А дешевеет бензин очень медленно. нужно несколько месяцев, чтобы розничные цены отреагировали на снижение. Однако, когда речь идет о подорожании нефти, заправки по мановению волшебной палочки накидывают заветные копейки.
В нефтяных компаниях от комментариев либо отказываются (так заявили в пресс-службе ТНК-ВР), либо как мантру повторяют: «Цена на бензин у нас исключительно рыночная» (пояснили в «Роснефти»). Но где же рыночная, когда продажей бензина в основном занимаются все те же нефтяные компании, которые эту нефть и добывают? Они же продают готовый бензин по своим ценам и другим заправщикам. Нефтяники в итоге жируют, а потребителю деваться все равно некуда — дешевле бензин взять негде. Может, начнем его из Америки возить? Он там дешевле.
А все почему? Потому что в США развита конкуренция на рынке нефтепродуктов. И компании на любом уровне товарной цепочки из кожи вон лезут, чтобы выиграть в жесткой борьбе за потребителя — естественно, опускают цены как можно ниже. У нас же свободного рынка нет: несколько вертикально-интегрированных компаний контролируют как добычу нефти, так и продажи бензина в стране, поэтому договориться о том, чтобы держать цены, гораздо легче. Именно с этим картельным сговором и пытается бороться ФАС (Федеральная антимонопольная служба), но пока это получается лишь частично.
ФАС уполномочена наложить
Видимо, нефтяные компании уже забыли и угрозы президента, и штрафы Федеральной антимонопольной службы, которые и заставили их хоть немного снизить цены. Без этих действий цена горючего так и держалась бы в районе 25 рублей. А с девальвацией рубля вообще поднялась бы до 30. Но, видимо, по-другому в нашей стране повлиять на цены невозможно. И раз правительство согласилось с тем, что на рынке нефтепродуктов у нас всего несколько крупных игроков, а конкуренцией и не пахнет, то хотя бы пусть цены заставляет их делать приемлемыми. А то бензин у нас вроде бы по рыночной цене продается, а конкуренции-то и нет. Значит, нет и стимулов у компаний заниматься развитием технологий и снижением стоимости.
У водителей надежда только на ФАС. В 2008 году служба уже штрафовала «Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР на суммы от 1,1 до 1,5 млрд. рублей. Но монополисты обжаловали эти решения в судах — процессы идут до сих пор, до реальных взысканий ни одно дело так и не дошло.
На днях позиции ФАС укрепились. Правительство одобрило поправки в Уголовный кодекс — скоро, помимо штрафов, ФАС сможет привлекать к уголовной ответственности за ценовой сговор руководство компаний на срок до 7 лет. До 1 февраля ФАС проведет анализ цен. Если результаты антимонополистов не устроят, они возбудят новые дела против нефтяных компаний.