Почему курдская нефть – «темная лошадка» для рынков?
Если бы территория иракских курдов была страной, она, возможно, претендовала бы на членство ОПЕК. Причем, учитывая добычу на уровне 600 тыс. барр./сутки, она не была бы самым мелким производителем в картеле. Прекрасные достижения для анклава, не имеющего доступа к морю, где освоение месторождений началось лишь десять лет назад. И потенциал этого региона весьма велик, хотя наращиванию объемов производства изрядно мешают политические, военные и экономические проблемы.
1. Почему курдский регион важен для нефтяных рынков?
По оценкам полуавтономного регионального правительства Курдистана, нефтяные резервы в регионе могут составлять до 45 млн баррелей. Это больше, чем в Нигерии. Причем затраты на извлечение курдской нефти, как правило, невелики. Когда иностранные инвесторы обратили свои взоры на нефтяные месторождения региона после падения режима Саддама Хусейна, нефть была в таком изобилии, что просто просачивалась из-под земли. Тони Хейворд, бывший глава компании BP Plc, тогда назвал иракский Курдистан «одним из последних крупных рубежей» нефтегазовой индустрии. Его новая компания Genel Energy Plc начала здесь разведку в 2011 году. Министр природных ресурсов Курдистана Ашти Хаврами, поговаривал о наращивании объемов экспорта углеводородов из региона до 1 млн барр./сутки или более.
По теме: Началось. Ирак обвиняет курдов в том, что они качают больше нефти, чем положено
2. У кого есть интересы в этом регионе?
Первые открытые месторождения повлекли приток крупных иностранных инвестиций, и к 2014 году столица Курдистана Эрбиль стала городом экономического бума. Регион привлек таких нефтяных гигантов, как Exxon Mobil Corp., Chevron Corp. и Total SA. Норвежская DNO ASA ведет здесь наибольшую активность, добывая свыше 110 тыс. барр./сутки на месторождении Tawke совместно с Genel.
3. Каковы их успехи?
Ситуация здесь довольно непростая. С 2011 по 2014 гг. нефть продавалась по цене выше $100. Затем цены обвалились с $115, достигнув в конце 2014 года уровней $60. В том же году боевики ИГ захватили большую часть территории Северного Ирака. К началу 2015 они уже атаковали Эрбиль и держали линию фронта лишь в 30 км от столицы. Курдские силы Пешмерга успешно отразили атаку, но война и низкие цены на нефть опустошили государственную казну Курдистана. Региональные власти просрочили платежи компаниям в конце 2014 и до сих пор не рассчитались с долгами. Компании, которые делали ставку на этот регион, включая Genel, Gulf Keystone Petroleum Ltd. и WesternZagros Resources Ltd., потеряли более 90% своей стоимости. Этот неудачный опыт и разногласия между курдским правительством и национальными властями Ирака вынудили крупных игроков обходить регион стороной.
4. В чем заключаются разногласия с Багдадом?
Иракские курды долгое время выступали против контроля арабского правительства в Багдаде, и сейчас с целью повышения уровня самодостаточности они развивают собственную промышленность по добыче углеводородов. Власти Курдистана, вопреки воле Багдада, начали предлагать иностранным инвесторам контракты еще в 2007 году. Тогда центральное правительство запретило компаниям, работающим с курдами, заниматься бизнесом в других регионах страны. Также Багдад пригрозил уголовным преследованием любому, кто купит курдскую нефть. А позднее курдские силы, защищаясь от вторжения ИГ, оккупировали объекты нефтепромысла в оспариваемой провинции Киркук. В результате под контролем Багдада осталось меньше половины киркукской нефти.
5. Как окруженный сушей регион экспортирует нефть?
Нефть направляется через трубопроводы, пролегающие до порта Джейхан в Турции. Конфликт с турками может поставить под угрозу существование этой коммерческой артерии и парализовать индустрию курдской нефти. И это беспокоит региональное правительство Курдистана, трубопровод которого также транспортирует около 100 тыс. баррелей нефти в день из федеральных районов провинции Киркук.
6. Каковы перспективы нефтяной индустрии в курдском регионе?
Многие проблемы отступают. Нефть подорожала почти на 20% после того, как страны ОПЕК, включая Ирак, в ноябре прошлого года договорились о сокращении добычи. ИГ отступает под натиском сил Ирака и Курдистана при поддержке США. Курдское правительство приступило к погашению просроченных задолженностей нефтяным компаниям и уладило разногласия с Багдадом по вопросу отгрузок нефти из федеральных районов провинции Киркук через экспортный трубопровод Курдистана. А российская «Роснефть» в феврале заключила двухлетний контракт на покупку нефти Иракского Курдистана на условиях предоплаты.