Отключение “Газпрома”
Директива Еврокомиссии о либерализации рынка газа вступила в силу еще в августе 2000 г. Она декларировала равный доступ всех поставщиков газа в Евросоюзе к газопроводам, отказ от долгосрочных экспортных контрактов в пользу спотового рынка и сняла запрет на реэкспорт газа. В 2003 г. Еврокомиссия внесла в директиву поправки, обязав вертикально-интегрированные газовые компании выделить сбыт и транспортировку в разные подразделения. Таким образом, Еврокомиссия надеялась облегчить их конкурентам доступ к сбытовым сетям, объяснил пресс-секретарь Еврокомиссии по вопросам энергетики Ферран Тарраделлас. Но, говорит он, разделение внутри компаний оказалось недостаточно эффективным, поэтому Еврокомиссия планирует новые жесткие меры: запретить поставщикам газа владеть в Европе транспортными мощностями. По словам президента Еврокомиссии Хосе Мануэля Баррозу, эти предложения Еврокомиссия собирается опубликовать уже в январе будущего года. “Мы считаем, что открытый рынок — лучшая гарантия поставок”, — заявил Тарраделлас.
Эти планы совсем не по вкусу “Газпрому”, мечтающему серьезно закрепиться в down stream в Европе. Зампред правления монополии Александр Медведев на форуме в Брюсселе несколько дней назад предупредил Еврокомиссию, что если крупным операторам не позволят владеть инфраструктурой (газопроводами, подземными хранилищами и распределительными сетями), то возникнет “вопрос поставки нашей продукции нашим клиентам”, цитирует его Reuters. “До сих пор Россия была надежным поставщиком газа, мы надеемся, что так будет и в дальнейшем, в условиях свободного и конкурентного рынка”, — возражает на это Тарраделлас.
Если Еврокомиссия действительно решит отобрать инфраструктуру у поставщиков, “Газпрому” придется выйти из состава акционеров Wingas, в которой он как раз сейчас должен довести свою долю до 50% (другие 50% — у BASF). Через Wingas “Газпром” владеет газопроводами в Восточной Германии и крупнейшим газохранилищем Reden, куда было инвестировано несколько миллиардов евро, говорит один из менеджеров “Газпрома”. Кроме того, по его словам, это может осложнить переговоры с Gasunie о приобретении у нее до 9% Balgzand Bacton Line — оператора газопровода, соединяющего Нидерланды и Великобританию. “Напрасно Еврокомиссия думает, что конкуренция приведет к снижению цены на газ, — добавляет собеседник. — Эффект будет прямо противоположным. Поставщики, лишившись возможности экономить на транспортных затратах, просто взвинтят цены”.
Борясь с вертикально-интегрированными компаниями, Еврокомиссия бьет не только по “Газпрому”, но и по его западным партнерам, например E. On Ruhrgas. Ведь они, являясь крупными продавцами газа, владеют инфраструктурой, отмечает аналитик East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По мнению эксперта, объединившись, они смогут противостоять Еврокомиссии. “Еще рано ставить точку, дискуссии продолжаются”, — комментирует представитель E. On Ruhrgas. Запрос в Gasunie остался без ответа. По материалам «Ведомостей».