Основные проблемы рынка автомобильного топлива – отсутствие его прозрачности

Проблемы российского рынка автомобильного топлива обсудили российские и украинские специалисты конкурентных ведомств на заседании Круглого стола «Проблемные вопросы деятельности антимонопольных органов России и Украины и пути их решения».
Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин познакомил украинских коллег с практикой российского антимонопольного ведомства по выявлению нарушений в сфере топливно-энергетического комплекса.
Территориальными органами ФАС России в конце 2010 г. и начале 2011 г. было возбуждено более 70 дел по нарушению антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов.
«В ФАС России поступают жалобы от независимых участников рынка либо о невозможности приобретения нефтепродуктов, либо о нерентабельности осуществления ими хозяйственной деятельности в связи с высокими закупочными ценами, — сообщил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, — при этом нефтяные компании ссылаются на затруднения, возникшие в связи со вступлением в силу требований Техрегламента, на конъюнктуру биржевых торгов, на неоднозначное формирование цен внутреннего рынка, и ни одна компания не обосновала причины несоразмерной динамики цен».
В 2008, 2009 и 2011 гг. ФАС России провела три «нефтяных волны» дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе. Нарушения выразились в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты; создании дискриминационных условий для покупателей на оптовых рынках нефтепродуктов в РФ; установлении экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен на нефтепродукты.
В начале часть судебных решений выносилась в пользу ФАС, а часть — в пользу нефтяных компаний. С самого начала было понятно, что окончательное решение будет приниматься высшей судебной инстанцией. Два таких прецедентных решения Высшего арбитражного суда РФ состоялись. Первое (1-ая волна) – по делу в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг», второе (2-ая волна) – в отношении ОАО «Газпромнефть». Решения, предписания и постановления о наложении штрафа ФАС России и в том, и в другом случае были признаны законными и обоснованными. Перечисленный в доход бюджета суммарный штраф превысил 15 млрд рублей.
Уже во время «третьей волны» дел нефтяники решили не судиться с ФАС и признали нарушения в рамках возбужденных дел. Задача состоит в том, чтобы юристы компаний начали работать над предупреждением нарушений антимонопольного законодательства, а не над устранением их последствий, сообщает ФАС.
Сегодня ФАС России предлагает ряд законодательных мер, направленных на развитие конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов:
— реализация положений «третьего антимонопольного пакета», в части формирования условий ликвидной биржевой торговли;
— перераспределение фискальной нагрузки на нефтяные компании, в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов;
— принятие законопроектов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации».
Два разработанные ФАС России законопроекта «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» направлены на создание условий эффективного функционирования рынков нефти и нефтепродуктов.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Индия наращивает закупки нефти у Ближнего Востока и снижает у России
Нефтеимпорт в ноябре из РФ снизился из-за ремонтов на НПЗ Индии
Возраст российских танкеров оказался почти в два раза выше среднемирового
ГТЛК: средний возраст российских судов составляет 26 лет, а танкеров — 23,5 года