ОПЕК и Россия недооценили способность США уменьшать себестоимость добычи сланцевой нефти

Соглашение по сокращению добычи между странами ОПЕК и Россией, заключенное сроком на полгода, скорее всего, не будет продлено, полагают эксперты. Правда, причины называют разные, порой, довольно противоречивые.

Так, по мнению аналитиков Goldman Sachs Group Inc., картель уже добился желаемого эффекта и больше не заинтересован в этом договоре. Специалисты финансовой организации полагают, что его участники стремились не к поддержанию мировых цен, а к сокращению коммерческих запасов сырья,и оно уже происходит.

«Данные о высоком спросе в течение последних нескольких недель поддерживают наш прогноз, согласно которому спрос на нефть наконец превысит предложение во втором квартале, — цитирует Finanz.ru обзор, подготовленный инвестбанком. — Мы ожидаем, что снижение коммерческих запасов продлится в течение всего 2017 года».

Мировое энергетическое агентство, напротив, считает, что мировые запасы нефти за время действия соглашения лишь увеличились, и сокращаться начнут еще не скоро. А вот спрос как раз падает довольно ощутимо: по оценкам МЭА за первый квартал он окажется на 300 тысяч баррелей в сутки меньше, чем ожидалось изначально.

Таким образом, по мнению специалистов агентства, крупнейшим экспортерам нефти, ограничившим свою добычу, не удалось добиться цели, хотя их объемы производства реально сократились. ОПЕК исполнила свою часть сделки на 94%, не входящие в организацию страны — на 40%. И сообща они убрали с рынка примерно две трети из тех объемов, о которых договорились в Вене в декабре прошлого года (1,8 млн баррелей в день).

На днях Россия ускорила процесс ограничения добычи, после того как Саудовская Аравия попеняла ей на то, что она отстает от графика. Тем ни менее, вряд ли это существенно изменит сложившуюся картину. В своем мартовском докладе по нефтяному рынку МЭА отмечает, что за январь в мире было накоплено еще 48 млн баррелей «лишней» нефти, а запасы в коммерческих хранилищах вновь превысили 3 млрд баррелей. В феврале было зафиксировано лишь «небольшое сокращение», которое не перекрыло прирост первого месяца года.

По наблюдениям агентства, нефть опять стала накапливаться с пугающей скоростью. Избыток черного золота растет на 1,5 млн баррелей в день – это в два раза превышает темы сокращения запасов с августа по декабрь прошлого года, то есть еще до вступления соглашения в силу. Аналитики МЭА призывают участников рынка набраться терпения и готовиться к возвращению волатильности.

Но такая динамика объясняется не только неожиданным снижением спроса. Как и предсказывали многие эксперты, соглашением крупнейших стран-экспортеров воспользовались не вошедшие в него страны, которые добычу наращивают, и весьма активно. В арьергарде сланцевая нефть США. И именно в этом заключается главная проблема, полагает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Участники договора недооценили деловую жилку американцев, которые снижают себестоимость добычи сланцевой нефти быстрее, чем можно было ожидать.

По словам эксперта, соглашение было подписано (во многом благодаря усилиям России) в тот момент, когда цены на нефть были достаточно низкими, и был потенциал роста рынка, потому что быстро падала добыча всех «дорогих» видов нефти – сланцевой, битуминозных песков Канады и т.д. Этот момент был удачно использован, цены на нефть подросли, и какое-то время держались в среднем на уровне $55 за баррель.
«Но по прошествии некоторого времени выяснилось, что при такой цене и при том уровне себестоимости, которого достигли американцы, добыча сланцевой нефти рентабельна, и она стала довольно-таки быстро расти», — сказал Танкаев «Ридусу».

Разумеется, такое развитие событий категорически не устраивает всех участников рынка, у которых операционные затраты и себестоимость на добычу нефти достаточно низкие. В первую очередь, Россию, а также Саудовскую Аравию, Иран, Ирак и еще ряд стран. Саудиты уже заявили, что они не видят никакого смысла в дальнейшем сокращении добычи, и намерены вернуться к борьбе за снижение цен на нефть, чтобы отвоевывать себе прежнюю долю рынка, совершенно справедливо полагая, что увеличение доли рынка ведет к росту прибыли, даже при падающих ценах. То же самое касается и России.

«Думаю, что в этой ситуации соглашение, скорее всего, продолжено не будет», — подытоживает эксперт.
Очевидно, что по завершении действия договора, его участники вновь начнут наращивать объемы производства нефти. Правда, не все смогут это сделать по технологическим причинам. Стран, которые смогут увеличивать добычу не так много. Среди них Россия и Иран. И они, безусловно, будут ее наращивать до того уровня, какой в состоянии обеспечить, и увеличивать свою долю нефтяного рынка. Одновременно американцы продолжать работать над тем, чтобы еще больше снизить себестоимость на добычу сланцевой нефти. И все это постепенно будет теснить цены вниз.

Но слишком сильно они упасть тоже не смогут, потому что как только это происходит, с рынка уходит довольно большой объем нефти, который добывается с высокими операционными затратами, и снова меняется соотношение спроса и предложения. Таким образом цены балансируются. Поэтому возвращение к ситуации конца 90-х, когда уровень цен был между $20 и $30 за баррель, сегодня вряд ли возможно, но некоторое постепенное снижение стоимости черного золота, по всей видимости, неизбежно.

ridus.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»
Замминистра энергетики РФ и Сийярто обсудили поставки газа после санкций США
Речь идет об ограничениях против Газпромбанка