Обвал цен на нефтепродукты: ждать ли повышения тренда?
В крупнооптовом секторе российского рынка нефтепродуктов продолжается неуклонное снижение спотовых цен на весь спектр видов топлива, причем первая неделя ноября ознаменовалась резким падением стоимости продукции, которое последовало за обвалом цен на сырую нефть для российских переработчиков. Наибольшая отрицательная коррекция цен была произведена на низкооктановый бензин марки А-76/80, за отчетный период его средняя стоимость понизилась более, чем на на 5%. За лидером снижения следует дизельное топливо летнее, коррекция его стоимости была произведена почти в таком же масштабе.
Длительный спад мировой экономики продолжает оказывать негативное воздействие на российский топливный рынок. В условиях значительного падения мировых цен на нефть российский экспорт не только потерял свою привлекательность, но и стал абсолютно невыгодным. В сложившейся ситуации, нефтяники получили послабление со стороны правительства в виде снижения экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, которая с 1 ноября составила $287.3 за тонну, на светлые нефтепродукты — $205.9/т, на темные — $110.9/т., несмотря на то, что в Минфине считают, что такое решение негативно отразится на бюджете. Тем не менее, нельзя с уверенностью сказать, что снижение экспортной пошлины окажет существенную поддержку ценам на нефтепродукты внутри страны: в условиях кризиса конъюнктурные факторы, такие, как падение спроса и рост предложения на нефтепродукты в мире, остаются решающими. Мировые рынки нефти и нефтепродуктов продолжают прогибаться, что делает экспорт совершенно не выгодным для российских компаний.
Между тем, решение Правительства о снижении ставки экспортной таможенной пошлины уже не осталось незамеченным участниками российского рынка нефтепродуктов. Так, на рынке наблюдалась и положительная коррекция цен, но, в основном, она коснулась лишь уфимского рынка нефтепродуктов. Тем не менее, отметим, что обычно значительные изменения ценовой ситуации на уфимском рынке нефтепродуктов, через некоторое время отражаются и на всем российском рынке в целом.
В целом по рынку, отрицательная коррекция цен у компаний-производителей располагалась в диапазоне 300 — 7000 руб./т., как сообщает ОМТ-консалт. Российский рынок нефтепродуктов по-прежнему остается довольно слабым, да и европейский рынок не отличается особой оптимистичностью. До конца текущей недели на российском рынке нефтепродуктов может сложиться некоторая неопределенность, которая повлечет за собой разнонаправленную коррекцию цен. Прояснение же рыночной ситуации, скорее всего, произойдет уже после 10 ноября 2008 года.
Как уже было отмечено, наиболее значительной коррекции цен в отрицательную сторону подверглись такие виды топлива, как низкооктановый бензин марки А-76/80 и летнее дизельное топливо. Средняя стоимость данных видов топлив опустилась на 5,36% или 1 035 руб./т и 1 014 руб./т соответственно. В среднем по России, низкооктановый бензин марки А-76/80 достиг уровня 18 274 руб./т, а летнее дизельное топливо — 17 903 руб./т.
Остальные виды светлых нефтепродуктов демонстрировали менее значительное снижение цен. Таким образом, Средняя стоимость высокооктанового бензина марки Аи-95 на отчетный период времени составила 25 434 руб./т, что на 3,09% или 810 руб./т ниже уровня первого числа месяца. Средняя стоимость высокооктанового бензина марки Аи-92 понизилась на 3,93% или 808 руб./т и достигла уровня 19 714 руб./т. Зимнее дизельное топливо, несмотря на то, что в этот период спрос на него повышается, также продолжило демонстрировать отрицательную динамику цен. В среднем по России, этот вид топлива понизился в цене на 3,81% или 852 руб./т, и составил 21 519 руб./т.
Бензин АИ-92
6 ноября на Торговой площадке eOil.ru наблюдалось значительное уменьшение стоимости бензина марки Аи-92, так, средневзвешенная цена продажи упала на 554 руб./т. до уровня 17 045 руб. за тонну, объем предложения также сократился на 0,4 тыс. тонн и составил 4,4 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки не изменилась и сохранилась на уровне 12 000 руб. за тонну, объем спроса также остался без изменений и составил 1,5 тыс. тонн.
Дизельное топливо (летнее)
6 ноября на Торговой площадке eOil.ru стоимость дизтоплива летнего продемонстрировала существенное снижение, так, средневзвешенная цена продажи уменьшилась на 673 руб./т. до уровня 15 672 руб. за тонну, объем предложения, напротмв, увеличился на 1,2 тыс. тонн и составил 8,3 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки не изменилась и сохранилась на уровне 12 000 руб. за тонну, объем спроса также остался без изменений и составил 0,3 тыс. тонн.
P.S. Цены на мировом нефтяном рынке опустились до 19-месячного минимума в связи с ростом опасений по поводу дальнейшего сокращения спроса на топливо по мере замедления темпов мирового экономического развития. Нефтяные и фондовые рынки находятся под давлением усиливающегося беспокойства об ухудшении экономической ситуации в мире. Аналитики отмечают, что недавно рынок «перестарался» в повышательном направлении, теперь то же самое происходит с отрицательной тенденцией, вполне вероятно, что через некоторое время нефть будет стоить 50$ за баррель. Наряду с другими отрицательными прогнозами Международный валютный фонд пророчит ухудшение экономической ситуации в развивающихся странах до уровня Второй Мировой войны. (подробне см. http://eoil.ru/news/31137)