Новый прогноз Минэкономразвития содержит апокалиптический сценарий

«Ведомости» ознакомились с обновленным макроэкономическим прогнозом Минэкономразвития. В базовый вариант министерство заложило цену на нефть $55–60 на 2016–2018 гг., а в консервативном – допускает и $40 за баррель на протяжении всей следующей трехлетки.

Российская экономика была впервые протестирована на $40 за баррель, рассказывает один из чиновников, знакомый с расчетами министерства. При таком сценарии рецессия продлится вплоть до 2017 г., курс доллара будет держаться выше 75 руб. всю следующую трехлетку и взлетит до 78 руб. к 2018 г., инфляция из-за этого разгонится соответственно до 8,8 и 7% в 2016 и 2017 гг., и только в 2018 г. удастся опустить ее ниже 6%. Населению же придется смириться с падением реальных располагаемых доходов, оно продлится также до 2017 г., до этого же года будет сжиматься и розничная торговля.

При $55, и особенно $60, за баррель у Минэкономразвития есть надежда на возобновление инвестиционной активности – в стране накопилось очень много ликвидности, которую пока боятся инвестировать, объясняет один из чиновников. $40 за баррель похоронит эти надежды – при таком сценарии падение инвестиций в капитальные вложения продолжится вплоть до 2018 г.

И это не отвлеченно страшный сценарий – вариант, который министерство считает консервативным, вполне может стать базовым, замечают несколько чиновников, знакомых с документом. Цены на нефть ближе к $40 за баррель – нынешняя реальность, предупреждают два чиновника Минфина. Для расчета доходов бюджета было бы правильней считать расходы исходя из $40 за баррель, согласен высокопоставленный чиновник.

На всю трехлетку $40 – это слишком жестко; но в 2016 г. в бюджет надо закладывать примерно столько, считает чиновник финансового блока правительства.

При базовом сценарии бюджетные доходы не сильно изменятся по сравнению с июньскими проектировками Минфина, рассчитанными исходя из старого макроэкономического прогноза, успокаивал позавчера министр экономического развития Алексей Улюкаев. При $40 за баррель придется гораздо сильнее резать расходы – иначе покрыть выпадающие доходы за счет резервов уже будет невозможно, предупреждают чиновники.

Разница между выпадающими доходами по консервативному сценарию и по июньским проектировкам огромна – 2 трлн руб. в 2016 г. и 2,5 трлн в 2017 г. (см. таблицу), оценивает Александра Суслина из Экспертной экономической группы. Эти расчеты близки к расчетам Минфина, говорит один из участников обсуждений. Минфин может занижать цифры, но даже при самых умеренных оценках резервный фонд не переживет 2017 г., полагает один из чиновников, знакомых с документом Минэкономразвития. Учитывая разницу между номинальным ВВП по предыдущему прогнозу и в консервативном сценарии и с учетом того, что доходы федерального бюджета составляют 16–17% ВВП, дополнительные выпадающие доходы при консервативном сценарии в 2017 и 2018 гг. составят как минимум 953 млрд и 1,2 трлн руб. соответственно. В резервном фонде, даже исходя из прежних расчетов, на конец 2017 г. должно будет остаться всего 510 млрд руб., т. е. в 2017 г. он уже полностью исчезнет, и еще останется дыра, не покрытая резервами, примерно на 400 млрд руб.

Есть три способа покрыть разрыв – сокращать расходы, взять средства из фонда национального благосостояния (ФНБ), запустить эмиссионное финансирование, продолжает чиновник: «Это реальная развилка перед правительством сейчас».

Есть понимание, что эмиссионное финансирование – запредельная история, успокаивает собеседник «Ведомостей»: оно не столько разгонит инфляцию, сколько в условиях плавающего рубля обвалит курс.

Никаких ограничений на отток в валюту нет, в итоге будет финансироваться отток капитала, поддерживает это мнение Наталия Орлова из Альфа-банка. ФНБ трогать нежелательно, наращивание долга тоже исключено, можно попасть в долговую яму, так что сокращение расходов – оптимальный вариант, продолжает чиновник. В июньских проектировках Минфин предложил срезать расходы бюджета в 2016–2017 гг. по сравнению с действующим законом о бюджете примерно на 400 млрд руб. в год – до 15,9 трлн и 16,7 трлн соответственно. Но при консервативном сценарии потребуется срезать в 2016 г. дополнительно 200 млрд руб. расходов, а в 2017 и 2018 гг. – еще по 1 трлн, подсчитывает один из чиновников.

Резать будет непросто, как, например, сокращать расходы на индексацию пенсий: обсуждаются варианты ее индексации на 11,9, 5,5 и 7%, разница между вариантами составляет для бюджета сотни миллиардов рублей.

Возможно, придется принимать радикальные решения – повысить пенсионный возраст, полагает Владимир Назаров из Научно-исследовательского финансового института Минфина, хотя в первый год даже это много не даст.

Правильно верстать бюджет исходя из консервативного сценария, солидарны аналитики. Это повышает эффективность расходов, поддерживает Суслина. Сейчас диапазон цены на нефть – $45–65, но, если китайский кризис будет развиваться, цена может пробить надолго нижний порог, считает Назаров.

Можно выбрать компромисс, предлагает Суслина: $40–45 за баррель – или сверстать пока однолетний бюджет, как было уже в кризис. Но «нарисованные» доходы базового варианта, предупреждает она, по сути, тот же секвестр, просто отложенный на последнюю минуту.

vedomosti.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»
Замминистра энергетики РФ и Сийярто обсудили поставки газа после санкций США
Речь идет об ограничениях против Газпромбанка