Низкие цены на нефть могут привести ко второй волне кризиса
Снижение цен на нефть приведет к сокращению доходов бюджета уже в I квартале 2016 г. и более глубокому спаду в экономике, указывают аналитики Всемирного банка. Прогноз падения ВВП в 2016 г. пересмотрен с 0,6 до 0,7%, ухудшен прогноз и на 2017 г. (см. таблицу). Новые прогнозы даны из расчета более низкой цены нефти – $51,9 за баррель Brent в 2015 г. и $49,4 в 2016 г.
На прошлой неделе цена Brent опускалась ниже $37 впервые с декабря 2008 г. К вечеру пятницы январские фьючерсы снизились до $36,8. Цена российской Urals составила $35,35 (данные Reuters).
На фоне снижения цен на нефть ситуация в экономике «немножко ухудшилась», признал в пятницу министр экономического развития Алексей Улюкаев (цитата по «Интерфаксу»). Показатели ВВП в ноябре оказались ниже предварительных оценок Минэкономразвития, заявил он: впервые после июня ВВП сократился в сравнении с предыдущим месяцем. Улюкаев не уточнил, на сколько именно: «Месячные оценки ВВП весьма приблизительные, тем не менее мы такие свидетельства имеем». Это реакция экономики на изменение нефтяных цен, пояснил министр, при этом инфляция снижается медленнее, чем ожидалось, а значит, потребительский спрос сокращается сильнее.
Более высокие расходы по кредитам и инфляция окажут давление на внутренний спрос, замедляя восстановление экономики до второго полугодия 2016 г., указывает экономист Всемирного банка Биргит Ханзль. В ноябре падение оборота розничной торговли ускорилось до 13,1% после сокращения на 11,7% в октябре, что стало худшим результатом за 20 лет, свидетельствуют данные Росстата. По прогнозам Всемирного банка, потребление будет продолжать падать в 2016 г. и начнет умеренно расти только в 2017 г.
По базовому прогнозу Минэкономразвития, при $50/барр. экономика вырастет в 2016 г. на 0,7%, в 2017 г. ускорится до 1,9%. ЦБ при такой же цене нефти ждет спада в 2016 г. на 0,5–1%. А его рисковый сценарий при $35/барр. предполагает спад экономики на 2–3%. «Последняя динамика нефтяных цен говорит о том, что актуальность этого сценария возросла», – отмечала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Даже при $50/барр. ВВП в 2016 г. не вырастет, при $40 может сократиться на 1,5%, а если цены будут еще ниже – на 2,4%, прогнозируют аналитики Bank of America Merrill Lynch, поддержку росту будет оказывать только чистый экспорт. JPMorgan ухудшил прогноз с роста на 0,5% до спада на 0,2% (банк еще не обновил прогноз цены нефти, но временно использует для прогноза по России $45/барр.). В зависимости от жесткости бюджетной политики спад ВВП при $40/барр. достигнет 2–3%, прогнозирует Morgan Stanley. Если в 2016 г. цены на нефть продолжат снижаться, придется сокращать бюджет, предупреждают аналитики Bank of America Merrill Lynch.
Бюджет-2016 сверстан исходя из дефицита в 3% ВПП (но правительство признает, что из-за расходов на спасение ВЭБа дефицит может быть выше, см. статью на стр. 01). Минфин уже предупредил о рисках из-за снижения нефтяных котировок. По его расчетам, даже при заложенной в бюджете цене в $50/барр. доходы будут ниже на 750 млрд руб., а дефицит составит 4,1% ВВП из-за более крепкого рубля. При нефти по $40 бюджет недоберет 1,6 трлн руб., дефицит будет 5,2% ВВП. Но предложения Минфина по оптимизации бюджета правительство не одобрило.
По оценкам JPMorgan, дефицит бюджета вырастет с 2,9% в 2015 г. до 3,9% ВВП в 2016 г. Всемирный банк ожидает роста дефицита до 4,3% ВВП в 2016 г. и 3,9% в 2017 г. Резервный фонд может быть практически полностью исчерпан уже к концу 2016 г., ждет Bank of America Merrill Lynch.
При цене в $30 ВВП может снизиться от 1,5 до 2%, говорит зампредседателя ВЭБа Андрей Клепач, это потребует корректировки не только бюджета, но и в целом экономической политики. Нужны дополнительные стабилизирующие меры от ЦБ, считает он, экономика может адаптироваться к цене и в $30, но это будет новая реальность. Необходимо повышать качество управления расходами бюджета, говорит Наталия Орлова из Альфа-банка, но скорее правительство согласится с ростом дефицита и будет искать средства для его финансирования. В отдельных секторах есть небольшой рост, но этого недостаточно, чтобы развернуть тенденцию, констатирует Владимир Тихомиров из БКС: экономика остается под давлением цен на нефть и стабилизировалась на дне.