Независимые НПЗ обеспокоены ростом стоимости нефти на внутреннем рынке
Независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) обеспокоены ростом стоимости нефти на внутреннем рынке по сравнению с экспортной альтернативой. Об этом сообщают источники Neftegaz.RU на рынке.
Когда экспортная альтернатива решает
В 2023 и 2024 гг. рост цен на нефть на внутреннем рынке на 5-7 тыс. руб./т превышал суммарный рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и международных котировок. Это означает, что независимые НПЗ закупают нефть по цене на 15-20% превышающей экспортную альтернативу. Оценочно, речь идет о стоимости нефти для независимых НПЗ на внутреннем рынке на уровне 75-93 долл. США/барр. Для сравнения, по данным Argus, цены на нефть Urals FOB в 1й половине июля 2024 г. находились в диапазоне 73,9-74,5 долл. США/барр.
Также темпы роста цен на нефть на внутреннем рынке для независимых НПЗ опережает прирост поступлений от обратного акциза — меры, введенной для поддержки нефтепереработки в России в условиях налогового маневра. Изначально налоговый маневр предполагал увеличение цен на нефть на внутреннем рынке на величину обратного акциза.
Это ведет к абсурдной ситуации, при которой российским переработчикам становится выгоднее закупить российскую нефть на международном рынке и осуществить ее реимпорт и последующую переработку по сравнению с закупкой нефти на внутреннем рынке.
- Независимые НПЗ считают, что данная проблема возникла из-за:
отсутствия регулирования и прозрачного механизма ценообразования нефти на внутреннем рынке по аналогии с моторными топливами (демпфирующий механизм и минимальные объемы продаж на внутреннем рынке);
явного завышения цен нефтяными компаниями (ресурсодержателями сырья). - В результате экономическая эффективность переработки нефти в РФ сократилась до тех значений, при которых предприятия не могут в полной мере осуществлять модернизацию производства с целью строительства и ввода в эксплуатацию вторичных процессов переработки нефти.
К этому добавляется целый ряд негативных факторов:
- геополитическая обстановка,
- ужесточение санкционного режима,
- регулярные террористические атаки с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и ракетных систем,
- увеличение логистических затрат,
- рост транзакционных издержек,
- значительный рост затрат на обслуживание банковских кредитов в связи с ростом ключевой ставки.
Вышеперечисленные факторы в своей совокупности кардинальным образом влияют на сокращение маржи переработки нефти до предела рентабельности бизнеса. При этом независимые НПЗ наравне с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) выполняют обязательства перед правительством по стабилизации цен моторных топлив и нефтяного битума на внутреннем рынке, выполняя балансовые задания Минэнерго РФ.
В период дефицита моторных топлив в июле-августе 2023 г. часть предприятий осуществляла поставки средних дистиллятов на внутренний рынок при цене реализации ниже стоимости закупаемой нефти. Однако те деньги, которые государство выплачивает независимым НПЗ в виде обратного акциза, и которые должны быть ресурсом доля модернизации производства, по сути, перетекают в карманы ВИНКов.
Несколько источников с разных независимых НПЗ поделились цифрами, касающимися экономической эффективности переработки:
- в 2022 г. цена нефти составляла в среднем 35 тыс. руб./т, а выручка от продажи нефтепродуктов на тонну переработанной нефти (цена корзины) — порядка 40,6 тыс. руб./т, т.е. выручка от продажи нефтепродуктов за вычетом цены переработанной нефти (с учетом обратного акциза и инвестиционного коэффициента) составила чуть выше 5,6 тыс. руб./т;
- с 2023 г. экономическая эффективность переработки для независимых НПЗ с учетом обратного акциза и инвест коэффициента стала отрицательной:
- в 2023 г. цена нефти составляла порядка 41,5 тыс. руб./т, цена корзины – около 39,5 тыс. руб./т, т.е. маржинальность составила -2 тыс. руб./т,
- в 1м полугодии 2024 г. цена нефти приблизилась к 60 тыс. руб./т, цена корзины — превысила 55,7 тыс. руб./т, т.е. маржинальность ушла в минус еще глубже, до -4 тыс. руб./т.
Независимые НПЗ стремятся привлечь внимание властей к сложившейся проблеме. В качестве возможного пути выхода из ситуации НПЗ предлагается, например, рассмотреть возможность внедрения механизма регулирования и ценообразования рынка нефти на территории РФ и обязать нефтяные компании продавать на территории РФ нефть не выше экспортной альтернативы.
Независимые НПЗ и налоговый маневр
В 2024 г. в России завершен финальный виток большого налогового маневра. В рамках этого процесса с 2018 г. экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам постепенно снижалась, что компенсировалось ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Фактически это означает, что:
- налоговая нагрузка в нефтяном секторе перенесена с экспорта на внутренний рынок,
- российские НПЗ оказались в тех же условиях, что и покупатели российской нефти за рубежом,
- привлекательность поставок на внутренний рынок как сырья для НПЗ резко снизилась,
- вертикально-интегрированные компании имеют возможность нивелировать негативное воздействие этих факторов за счет собственной добычи,
- независимые НПЗ, не имеющие собственной ресурсной базы, вынуждены покупать нефть у внешних поставщиков. по ценам выше экспортных.
Аналогичная ситуация сложилась и в нефтепереработке, где экспортные пошлины по большинству нефтепродуктов также обнулились, что при высоком экспортном нетбэке создало риск оголения внутреннего рынка нефтепродуктов.
В качестве ответной меры правительством РФ был введен обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой. По сути, демпфер представляет собой налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают условные внутренние, определяемые законодательно. По нефти аналогичного механизма введено не было, что оказало дополнительное негативное влияние на деятельность независимых НПЗ.
Прогноз биржевых цен на 1 августа 2024