Несмотря на рост нефтяных цен, дефицит бюджета не сокращается
По итогам пяти месяцев 2016 года федеральный бюджет РФ исполнен с дефицитом в 4,6% ВВП, сообщил вчера Минфин. ВВП. Динамика этого показателя за минувший месяц практически не изменилась — по итогам января-апреля размер дефицита фиксировался на уровне 4,7% (после первого квартала было 3,3% ВВП).
Напомним, президент ставит правительству задачу удержать дефицит в установленных законом о бюджете-2016 пределах — 3% ВВП. Минфин, однако, прогнозирует, что в лучшем случае (если нефть вновь не упадет в цене и в среднем по году будет стоить $40 за баррель) итоговый размер показателя составит 3,3%. В вышедшем 10 июня докладе ЦБ России о денежно-кредитной политике также указано на риски того, что дефицит будет выше запланированного — в частности, из-за недополучения доходов от планируемой продажи пакета акций «Роснефти». На прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что по-прежнему ждет приватизации пакетов «Башнефти», АЛРОСА и «Роснефти», но с последней ситуация, по его словам, «сложнее».
Доходы федерального бюджета в январе-мае составили 4,644 трлн руб. (34% годового плана). Как видно из графика, так мало в казну по итогам пяти месяцев года не поступало с 2011-го. Причина — проседание нефтегазовых доходов, которые за пять месяцев исполнены всего на 28% от плана (ненефтегазовые — на 39%). По итогам пяти месяцев цена Urals была равна $36 за баррель — в полтора раза меньше, чем было годом ранее ($56). Впрочем, средняя цена нефти устойчиво растет пятый месяц подряд — отдельно за май она составила почти $45, приближаясь к заложенным в закон о бюджете-2016 $50 за баррель.
Расходы января—мая составили 6,130 трлн руб. (38% плана на год). Как видно из графика, объем расходов несколько ниже, чем он был по итогам такого же периода 2015 года, но заметно выше уровня 2011-2014 годов. Несмотря на ужесточение практики авансирования расходов бюджетополучателей, ряд трат казны, как и прежде, исполняется с опережением. Годовые назначения по двум крупнейшим разделам «Социальная политика» и «Национальная оборона» по итогам пяти месяцев исполнены на 46% и 42% соответственно при средних по бюджету 38%. Третий по объему средств раздел «Национальная экономика», напротив, исполнен лишь на 21% от годового задания — традиционно в кризис первыми «под нож» идут бюджетные инвестиции.