Нехороший газ
Вашингтону, похоже, придется поступиться принципами и закрыть глаза на сотрудничество «братской» Грузии с «ужасным» Ираном. Дискуссию американских дипломатов о том, стоит ли «разрешить» Тбилиси покупать газ у режима Махмуда Ахмадинежада, вчера оборвал грузинский премьер Зураб Ногаидели. «Мы купим газ у Ирана, другого мнения нет», — приводит его слова РИА Новости. «Более того, — добавил г-н Ногаидели, — мы обменяем иранский газ на нашу электроэнергию».
Соединенные Штаты, осуществляющие «политический патронат» над Тбилиси, неожиданно осложнили Грузии подготовку к зиме, которая из-за отсутствия договоренностей с «Газпромом» обещает грузинам немало энергетических проблем. В понедельник американцы впервые открыто высказались против сотрудничества в газовой сфере Грузии и Ирана. Между тем Тегеран в Тбилиси рассматривается едва ли не как главная альтернатива российским энергопоставкам.
Посол США в Грузии Джон Теффт в интервью тбилисскому еженедельнику «Квирис палитра» заявил, что США «с пониманием» отнеслись к вынужденным закупкам Грузией газа в Иране в январе-феврале этого года при форсмажорных обстоятельствах после взрыва газопровода, по которому подается российский газ. Тогда, по словам дипломата, «население оказалось перед угрозой замерзания». В те дни Грузия закупала иранский газ по цене 230 долл. за тысячу кубометров — эту же стоимость предложил «Газпром» на 2007 год вместо нынешних 110 долларов.
Однако теперь, считает Джон Теффт, «долгосрочное, стратегическое сотрудничество» между Грузией и Ираном в газовой сфере для США «неприемлемо». Посол предложил Грузии больше рассчитывать на газ азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» и собственные гидроэнергоресурсы.
«Я не знаю, что сказал посол США, но на днях в Тбилиси находился заместитель госсекретаря США Мэтью Брайза, который заявил, что США не возражают против приобретения грузинским правительством иранского газа», — заявил вчера премьер Ногаидели.
Помощник государственного секретаря по делам Кавказа и Южной Европы Мэтью Брайза, будучи с визитом в Грузии, 17 ноября сказал на пресс-конференции в Тбилиси следующее: «У Грузии и США настолько тесные отношения, что вопрос грузино-иранского сотрудничества по вопросам поставок иранского газа в Грузию не может на них повлиять. Мы приветствуем стремление Грузии найти альтернативные (российским. — Ред.) источники поставок газа. У нас своя политика с Ираном, но Грузия может искать партнеров самостоятельно и делать свой выбор».
Посол Теффт в интервью, однако, утверждает, что «заявление Мэтью Брайзы было неверно интерпретировано».
В конце прошлой недели представители правительства Грузии говорили о том, что в декабре состоится очередное заседание грузино-иранской комиссии по экономическому сотрудничеству, после которого планируется подписать соглашение по поставкам газа. При этом не уточнялось, будет ли это соглашение «долгосрочным и стратегическим». Очевидно, что теперь это мероприятие оказалось под вопросом. Впрочем, и раньше были сомнения в возможности стабильного, хотя бы на протяжении года, газоснабжения Грузии иранским газом в необходимых объемах (1,5 млрд кубометров). Для этого попросту нет необходимой инфраструктуры.
Очевидно, что разрешить политические недоразумения, а заодно и проблему закупок газа удобнее всего было бы с помощью Азербайджана. В ближайший четверг Зураб Ногаидели вместе с министром топлива и энергетики Грузии посетят Баку, чтобы найти немного газа. Однако и у азербайджанцев возникли серьезные сложности с газовым балансом. Сейчас ГНКАР закупает у «Газпрома» 4-4,5 млрд кубометров в год для поставок на электростанции. Российский концерн объявил о повышении с 1 января цены для Баку до тех же 230 долл. и уменьшил возможный уровень закупок до 1,5 млрд кубометров. Таким образом, газ, который Азербайджан собирался экспортировать в Грузию и Турцию, теперь придется оставить в стране.
Как известно, консорциум во главе с британской ВР разрабатывает крупное шельфовое месторождение на Каспии «Шах-Дениз». Объемы газа законтрактованы Турцией, а поставки должны были стартовать в конце сентября. Однако покупатель в лице госкомпании Botas пока не готов принимать газ, поскольку инфраструктура на турецкой территории не построена. Азербайджанские источники «Времени новостей», говорят, что теперь начало добычи смещено как минимум на начало декабря.
До конца года с месторождения «Шах-Дениз» планировалось экспортировать 1,2 млрд кубометров газа. А в следующем довести экспорт до 2 млрд. Согласно транзитному соглашению Тбилиси должен был получить 5% транспортируемого газа натурой и столько же смог бы купить по льготной цене 55 долл. за тысячу кубометров. Теперь даже эти объемы оказались под вопросом — газ нужен самому Азербайджану.
Грузинские власти попытались воспользоваться ситуацией и купить часть из 1,2 млрд кубометров газа, от которых отказалась Турция этой осенью (называлась даже цифра — 450 млн кубометров). Однако и здесь есть сложности — задешево его никто продавать не собирается. Кроме того, сейчас особой потребности в этих объемах нет (российский газ продолжает поставляться по 110 долл.), а хранилищ, чтобы отложить объемы, к примеру, на зиму, ни в Грузии, ни в Азербайджане нет.
Означает ли все это, что Грузия будет вынуждена стать уступчивее на переговорах с «Газпромом»? В середине ноября в Страсбурге президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что ему неизвестно, почему его страна должна платить 230 долл. за тысячу кубометров газа, тогда как другим странам Россия готова поставлять его по 110 долл. или даже дешевле. По его словам, Грузия не намерена закупать газ у России по «некоммерческой» цене. «Нам необходимо этой зимой 1,5 млрд кубометров газа, — сказал Михаил Саакашвили в Европарламенте. — Мы постараемся обойти политическую цену».
«Наше правительство должно исходить из худшего — из того, что мы не сможем закупить в России ни кубометра, — заявил «Времени новостей» депутат парламента Грузии от оппозиционного «Демократического фронта» Звиад Дзидзигури. — Что касается того, у кого покупать газ и прислушиваться ли к советам США, то надо в первую очередь думать о собственных интересах и о том, как согреть собственный народ. Если американцы против закупок газа в Иране, то пусть предложат Грузии собственный реальный план, как поступать».
По данным «Времени новостей», никаких переговоров с «Газпромом» после объявления им новой цены грузинские представители не вели. По материалам КоммерсантЪ.