Нефтяные войны

neft-voiny

«Экономика – лошадь, политика – телега. Они должны занимать надлежащие места – экономика должна идти впереди политики, а не наоборот»

 

Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум, премьер-министр Объединенных Арабских Эмиратов.

 

История вопроса

 

В 1985 году катастрофическое падение цены на «черное золото» подорвало значительную доходную часть бюджета СССР. На тот момент Советский Союз был тесно интегрирован в мировую экономику, являясь одновременно не только экспортером углеводородов, но и крупнейшим импортером продовольствия. Страна оказалась не способна в одночасье диверсифицировать не связанный с нефтью экспорт и провести импортозамещение товаров, от которых зависят многие отрасли экономики. Дефицит торгового баланса вместе с новым витком холодной войны вылились сначала в исчерпание золотовалютных запасов, а затем в пустые полки в магазинах, социальную напряженность, развал СССР. Особую роль в этом сыграло соглашение между США и Саудовской Аравией в начале 70-ых, согласно которому саудовская сторона обязывалась продавать нефть только за национальную валюту штатов, зародив тем самым нефтедолларовую систему. К 1975 году все члены ОПЕК вели расчеты за нефть в долларах США, что лишило шанса рубль стать мировой валютой — возможность, которую упустил СССР.

 

В настоящее время этот «хитроумный план» по развалу СССР проходит как параллель с текущей ситуацией на рынке углеводородов. Существует мнение, что США и Саудовская Аравия якобы вновь взялись за старое, и совместно обрушивают рынок нефти, пытаясь надавить на Российскую Федерацию в условиях геополитической борьбы. В свою очередь стоит задать вопрос: настолько ли сейчас политика России идет в разрез с геополитическими интересами США, чтобы против нее мобилизовать других крупных мировых игроков, обрушая нефтяной рынок и действовать где-то даже против своих интересов? Основное отличие мировой политики времен СССР и сегодня — это наличие многополярного мира. Шахматная партия, разыгрываемая между капитализмом и социализмом, превратилась в мир с различными центрами силы, где каждый из игроков отыгрывает текущие мировые события, исходя из своих геополитических и экономических интересов.

 

Энергоносители — инструмент политического давления

 

1

Разработка альтернативных источников энергии, подогреваемая постоянно растущими ценами на «черное золото», велась в США на протяжении десятилетий. Еще сравнительно недавно заголовки пестрили о новых «альтернативных» источниках топлива, таких как биотопливо из кукурузы, но особый прорыв произошел именно в развитии обработки сланца. За последние годы доллар США вновь начал терять связь с реальной экономикой, а гипертрофированный и непропорциональный экономическому росту государственный долг становился все более и более заметнее. Более того, идея использовать энергоносители в качестве механизма внешнеполитического воздействия на другие страны, в чем частенько упрекают Россию США, выглядит достаточно заманчиво. Но зачем заключать сделки с основными поставщиками углеводородов, если можно производить самим — был бы рынок сбыта. Возможные несогласные конкуренты устранялись один за одним — Ирак, Ливия, Сирия. А теперь Россия? Наш крупный энергетический проект «Южный Поток» оказался сорванным, а Украина, через территорию которой проходит печально известная транзитная труба, уже узаконила норму, при которой газотранспортная сеть может быть продана только США или Евросоюзу. Не зря после прихода новой власти в Киеве, в состав совета директоров украинской газовой компании BurismaHoldings вошел сын вице-президента США Роберт Байден.

 

Приняв во внимание безграничный аппетит США, а также то, что были затронуты интересы картеля, на пути «сланцевой революции» встает обеспокоенный потерей своей доли на рынке ОПЕК. С одной стороны, темпы роста нефтедобычи в США настолько высоки, что уже скоро смогут в полном объеме обеспечивать себя энергией. К примеру, член ОПЕК Нигерия, занимавшая некогда 5-ю строчку по объему импорта нефти в США, была полностью вытеснена с рынка. С другой стороны, давление, оказываемое на Россию по европейской линии, вынуждает ее разворачиваться на восток, отбирая у ОПЕК лакомый кусочек — Китай. Только за 2014 год импорт из Российской Федерации в КНР вырос более чем на 36%, за счет снижения доли Саудовской Аравии и Венесуэлы. Неудивительно, что убытки из-за снижения стоимости своего продукта и потеря доли рынка никак не могло устраивать ОПЕК, поэтому они начали поступать так, как от них никто не ожидал — они не только увеличили добычу «черного золота», но и начали осуществлять свои поставки на некоторые рынки «со скидкой». Участниками игры «кто моргнет первым» от нефтяной цены стали не только ОПЕК и Соединенные Штаты, но и остальные нефтедобывающие страны, среди которых и Россия.

 

Война до победного конца?

2

Снижение доходов производителей сланцевой нефти — основная стратегия ОПЕК — уже начала давать плоды. В начале января 2015 года стало известно о первом банкротстве компании по разработке и добычи нефти из сланцевых месторождений. Более того, некоторые производители с высокой себестоимостью добычи начали сокращать объемы добычи, консервировать скважины, сокращать рабочие места. Только в США за последние 3 месяца количество буровых установок сократилось на 15%.

 

На фоне этих событий, Саудовская Аравия дает сигнал рынкам, что не собирается останавливаться на достигнутом, и уровень поддержки 45$ за баррель нефти Brent может быть пробит уже в феврале. Об этом может свидетельствовать заявление министра нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али Аль-Наими, что ОПЕК благополучно выдержит цену даже в 20$ за баррель. Пожалуй, это можно расценивать, как точку, до которой готовы дойти производители «традиционной» нефти, чтобы задавить своего нового конкурента и бывшего партнера.

 

Несмотря на, казалось бы, очевидное конкурентное преимущество производителей традиционной нефти над сланцевой (у первых меньшая себестоимость барреля), США так просто не сдастся. Согласно сообщению Агентства энергетической информации США, в 2015 году нефтедобывающие компании штатов планируют увеличить добычу нефти на 720,000 баррелей в сутки. Более того, технология добычи сланцевой нефти в США уже отработана настолько, что время бурения новых скважин достигает до 2 недель. Наконец, восстановление консервированных скважин также производится в сравнительно небольшие сроки, минуя тем самым самую расходную часть производства — бурение, после которой себестоимость барреля составляет около 50$.

 

Уступать в этом споре США не готовы еще потому, что это ставит под удар не только одну конкретную индустрию, но и всю национальную экономику. В настоящее время США демонстрирует уверенный рост, радуя своих инвесторов позитивными статистическими данными. Неудивительно, что в условиях валютного кризиса и финансовой нестабильности, которую можно наблюдать в Европе и ряде других стран, экономика США выглядит как наиболее благоприятный и надежный объект для инвестиций. Однако выходящие регулярно положительные показатели по экономике США были достигнуты за счет прорыва по нефтегазовому направлению. Резкий скачок в добыче нефти и газа в последние годы значительно улучшил состояние торгового баланса этой страны, сократив расходы на углеводороды. Рост промышленного производства и нефтедобычи снизил уровень безработицы до шестилетнего минимума. Падение барреля также оказало позитивное воздействие на экономику, снизив цены на потребительские товары, что привело в свою очередь к росту потребительских расходов. К чему может привести идея отказаться от разработки сланцевых месторождений? Сокращению рабочих мест, росту себестоимости продукции, снижению потребительских расходов.

 

Антикризисная дорожная карта от ФГ «Калита-Финанс»

 

Что будет, если в конечном итоге конкуренты не смогут договориться и продолжат мериться у кого дешевле баррель? Ответ на этот вопрос, опустив конкретные сроки, дал Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри, заявив, что в условиях отсутствия инвестиций в нефтяную отрасль в течение продолжительного времени стоимость барреля может подняться до 200$. Генсек также дал понять, что первыми сокращать добычу должны государства, не входящие в картель, которые за последнее десятилетие значительно расширили производство нефти при сохранении стабильной добычи ОПЕК. Иными словами господин Абдалла аль-Бадри сообщил, что если страны, не входящие в ОПЕК, не снизят добычу сейчас добровольно, рынок заставит их это сделать, когда крупные нефтяные гиганты посыплются один за другим из-за отсутствия рентабельности производства, после чего цены начнут расти и вновь достигнут пика. Стоит отметить, что страной, увеличившей производство нефти до рекордных показателей помимо США и Норвегии, является Российская Федерация. Добыча «черного золота» в России за прошедший год достигла рекордных за всю постсоветскую историю страны 526,753 млн. тонн. Снижение объемов добычи для нашей страны будет означать потерю доли рынка, которую с удовольствием перехватят страны северной Африки и Персидского залива. Рухнувшая стоимость барреля обернулась сильнейшей со времен кризиса 1998 года девальвацией российского рубля, а геополитическая напряженность и сомнительные действия Банка России загнали экономику в затяжную рецессию. Демонтаж валютного коридора, произошедший 10 ноября прошлого года, не имел никакого практического смысла: валютный интервенции остались, а основным ориентиром курса рубля так и осталась цена барреля.

3

Переломить ситуацию может только четкий план и его эффективное исполнение при тесном сотрудничестве частного сектора и государства. Предпринимаемые сейчас шаги для нормализации ситуации в банковском секторе выглядят недостаточными. Кадровые перестановки в Банке России в лице двух заместителей не вернут доверие финансового сектора экономики к Центробанку, потому что нарушают один из самых главных принципов антикризисного управления — команда, которая создала кризис в экономике, не может экономику из него вывести. Неожиданный сюрприз, преподнесенный ЦБ 30 января в виде понижения процентной ставки и противоречивший заявлениям главы банка накануне, это только подтвердил.

 

Именно новая команда талантливых экономистов, а не смена одного конкретного заместителя станет первым шагом, который поможет сдвинуть ситуацию с мертвой точки. После ввода санкций обещанное «импортозамещение» свелось на нет сначала поиском альтернативных поставщиков из других стран, а затем и высокой процентной ставкой, которая «вырубила под корень» весь малый бизнес, на который должно опираться государство в условиях экономического кризиса. Стратегия таргетирования инфляции, которой придерживается нынешняя глава ЦБ, привела к невозможности наращивать производство за счет заемных средств, что в свою очередь ведет к дефициту товаров, а значит повышению цен. В этом ключе цены могут повышаться бесконечно, а процентная ставка — нет. Конечно, можно и дальше продолжать двигать ключевую ставку вверх\вниз, экспериментируя с экономикой как с подопытным материалом, проверяя реакцию отдельных секторов экономики, пока еще хоть что-то подает признаки жизни.

 

Вторым пунктом в программе может стать реструктуризация сырьевого рынка олигополий Российской Федерации путем увеличения числа компаний на рынке. Пресловутая нефтяная игла, к сожалению, уже на протяжении десяти лет так и осталась иглой, а не использовалась как источник для развития других отраслей и созданию других «игл». Одна из проблем, стоящая на пути к этому, — гипертрофированность компаний в нефтегазовой отросли. Огромные корпорации совершенно не заботятся о том, как выживать на рынке, поскольку являются компаниями класса «слишком большие, чтобы разориться». К сожалению, крупные национальные игроки в энергетической сфере в условиях кризиса позволяют себе иметь «непрофильные активы», такие как футбольные клубы, что, по меньшей мере, выглядит аморально для компаний с государственным участием в условиях кризиса. У таких компаний, как правило, если и возникают проблемы, то государство вынуждено тратить бюджетные средства, чтобы оказать этим огромным неповоротливым «мастодонтам» помощь. Превалирование интересов таких гигантов, как «Роснефть» и «Газпром» над государственными — губительно для национальной экономики. В этот пункт может также войти ужесточение фискальной политики путем введения прогрессивного подоходного налога. Дефицит государственного бюджета в настоящее время компенсируется за счет девальвации рубля и поддержания относительной стабильности стоимости барреля в рублевом выражении, что разгоняет инфляцию и бьет по уязвимым слоям населения. Кризис — время, когда нужно принимать не популярные, но правильные решения. Недовольные найдутся всегда.

 

Последний пункт, пожалуй, наиболее комплексный и сложный, но в то же время он является самым перспективным во всей антикризисной дорожной карте. Нефтяной кризис, возникший в результате передела рынка, дает отличную возможность стране расширить географию своих поставок, а также увеличить свой политический вес в мире. Стратегия выдавливания с рынка наиболее слабых, начатая Саудовской Аравией, внесла раскол в ряды ОПЕК, где и так долгое время наблюдались политические противоречия. Речь идет о политическом противостоянии Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта против Катара, которому в последние годы США оказывают более активную поддержку, нежели своим бывшим фаворитам на ближнем востоке. Недавние события в Сирии, Ливии, Тунисе и Египте были проведены радикально настроенными суннитскими группировками, симпатии к которым не скрывают катарские власти. Спонсирование радикальных исламских движений в мире и, в частности, на ближнем востоке едва ли устраивает соседние арабские государства с уже устоявшимся государственным строем. Более того, война в Сирии обострила противостояние по суннитско/шиитской линии между суннитскими Саудовской Аравией, ОАЭ и шиитским Ираном. Помимо существующего политического противостояния между государствами, саммит ОПЕК 27 ноября в Вене показал, что внутри картеля появился и экономический раскол. Саудовская Аравия, как лидер ОПЕК, фактически навязала эту холодную нефтяную войну остальным членам картеля. ОАЭ, Кувейт и Ирак смогли поддержать эту игру, увеличив нефтедобычу, а вот государства с более уязвимой экономикой, такие как Венесуэла и Иран были с такой политикой совершенно не согласны. Треща по швам, ОПЕК показывает неспособность регулировать мировой нефтяной рынок, что может стать отличной возможностью для Российской Федерации стать инициатором создания нового объединения стран, заинтересованных в стабильности рынка энергоносителей. Это ни в коем случае не означает, что можно запросто встать во главе «несогласных» и создать свой энергетический картель. Необходимы шаги по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества и переговоры на уровне глав министерств и государств, поскольку шаги, предпринимаемые нашей страной на международной арене, могут встретить сопротивления со стороны тех, чьи национальные и экономические интересы мы переступаем. Так, превращение проекта «Южный поток» в «Турецкий» уже вызывает негативную реакцию со стороны Ирана, который после снятия с этой страны санкций, сам собирался реализовать похожий проект. А из-за увеличения объёма поставок энергоносителей в Китай пострадал наш стратегический партнер в Латинской Америке – Венесуэла. Медлить с созданием «своего ОПЕК» нельзя и начинать работать в этом направлении уже сейчас, иначе этой возможностью с удовольствием воспользуется кто-нибудь другой. Следующий саммит ОПЕК пройдет уже в начале июня, а что будет после него остается только гадать.

 

Ханин Максим, ФГ «Калита-Финанс».

 

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.

Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Российская нефть вновь начала поступать в Белоруссию (Видео)
Возобновление поставок нефти из России в Белоруссию по нефтепроводу «Дружба» произошло в субботу. Об этом сообщает госагентство Белта.
В Словакии раскритиковали идею Зеленского по транзиту российского газа (Видео)
Против антироссийских санкций выступили и в Братиславе. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо назвал ограничения ЕС в отношении атомной энергетики неприемлемыми и пригрозил их заблокировать.