Нефтяные богатства Южного Судана

После провозглашения независимости Южного Судана от Судана в июле 2011 года около 75% нефтяных месторождений оказались в новообразованном государстве.

Согласно BP Statistical Review of World Energy за 2016 год, доказанные запасы нефти Южного Судана составляют 0,5 млрд тонн. Всего страна производит 148 тыс. баррелей нефти в день. Доходы от продажи нефти дают Южному Судану $60 млн в месяц, что составляет 90% от всех доходов государства. Самые крупные месторождения расположены в регионе Бентиу. Находящиеся под контролем Хартума и богатые нефтью пограничные районы Абьей и Хеглиг оспариваются Южным Суданом. Ключевые иностранные инвесторы в нефтедобывающей промышленности — China National Petroleum Corporation (Китай), Petronas (Малайзия), Oil and Natural Gas Corporation Limited (Индия). Главный импортер южносуданской нефти — Китай (86%), на Японию и Индию приходится по 8% и 5% соответственно.

Все существующие трубопроводы из Южного Судана идут в Порт-Судан в Судане, Джуба платит $9,48 за транзит одного барреля. Власти Южного Судана неоднократно пытались построить трубопровод в обход северного соседа. В январе 2012 года Южный Судан подписал соглашение с Кенией, по которому планировалось построить нефтепровод, соединяющий месторождения Бентиу с кенийским портом Ламу. В декабре 2013 года проект был заморожен. Также совместно с Камеруном планировалось строительство трансафриканского нефтепровода.

Южный Судан показал неготовность быть государством

Наиболее амбициозный проект США в Африке оказался под угрозой. В самом молодом государстве на планете — Южном Судане, провозгласившем независимость пять лет назад,— разгорается гражданская война. Жертвами столкновений между правительственными силами и оппозиционными отрядами в столице страны Джубе стали более 270 человек, в том числе миротворцы ООН. США объявили о частичной эвакуации сотрудников своего посольства, Япония готовится направить в страну военно-транспортный самолет, чтобы вывезти соотечественников. Совбез ООН провел экстренную встречу, посвященную ситуации в Южном Судане, которая, по словам ее участников, выходит из-под контроля. По мнению опрошенных «Ъ» экспертов, крах государственности Южного Судана, независимости которого упорно добивались и в итоге добились США, может нанести серьезный удар по престижу Вашингтона в Африке и по безопасности региона, и без того взрывоопасного.

Независимость, обернувшаяся войной

Вместо того чтобы торжественно отметить пятую годовщину своей независимости — 9 июля, Южный Судан вступил в очередную фазу гражданской войны, из которой по большому счету так и не выходил. Ее главные действующие лица — президент Салва Киир, бывший полевой командир-сепаратист, долгие годы боровшийся за отделение от Северного Судана, и вице-президент Риек Мачар, командующий оппозиционными отрядами.

Впрочем, деление на власть и оппозицию в стране во многом условное — водораздел проходит по этническому признаку. Салва Киир опирается на выходцев из племени динка, составивших элиту нового государства, а Риек Мачар объединяет под своим руководством представителей племени нуэр.

Кровопролитные столкновения между ними шли с декабря 2013 года, затем на какое-то время удалось заключить перемирие, которое, однако, оказалось непрочным. В течение трех дней в столице идут ожесточенные бои с применением артиллерии, бронетехники и авиации. Погибло более 270 человек, в том числе 33 мирных жителя и три миротворца ООН (два китайца и один руандиец).

Посольство США объявило об эвакуации из страны технического персонала, Министерство обороны Японии собирается направить в Джубу военно-транспортный самолет, который должен вывезти на родину 47 сотрудников японского Агентства международного сотрудничества, а также подданных страны, участвующих в миротворческих операциях. Вчера МИД РФ «настоятельно рекомендовал» российским гражданам воздержаться от посещения Джубы. Впрочем, помимо столицы боевые действия распространились еще на несколько провинций. Собравшийся на экстренную встречу Совет Безопасности ООН констатировал: ситуация в стране стремительно выходит из-под контроля.

Гражданская война в Южном Судане грозит стать испытанием прежде всего для американской дипломатии. Страны региона воспринимают это государство в первую очередь как геополитический проект США. Именно американцы на протяжении десятков лет на разных уровнях лоббировали отделение от арабо-мусульманского Северного Судана южных провинций, населенных африканскими племенами, которые исповедуют христианство и местные религиозные культы.

Несостоявшийся союзник

После ожесточенных войн с Хартумом южане (опять-таки при поддержке Вашингтона и его союзников в регионе) добились права провести референдум о самоопределении. Он состоялся в январе 2011 года и завершился вполне предсказуемо: 99% участников плебисцита высказались за независимость, которая и была провозглашена спустя полгода.

США рассматривали новое богатое нефтью государство как своего стратегического союзника в регионе — тем более что власти страны всячески подчеркивали свою лояльность американцам, поддерживавшим их в противостоянии с Хартумом. Единственным конкурентом Вашингтона в борьбе за Южный Судан мог считаться Пекин — китайские бизнесмены еще до провозглашения независимости активно осваивали южносуданский рынок.

Однако все амбициозные планы развивать экономику Южного Судана, осваивать нефтяные месторождения, строить нефтепроводы до Камеруна или до Кении были похоронены племенными вождями, не сумевшими поделить власть и финансовые потоки.

В итоге Южный Судан стал классическим примером несостоявшегося государства, которому независимость принесла отнюдь не процветание, а новую войну, разруху, тысячи убитых, 160 тыс. беженцев, свертывание экономических проектов.

«В сложившейся ситуации я бы не стал злорадствовать, а скорее посочувствовал американцам,— говорит «Ъ» главный научный сотрудник Института Африки РАН, бывший посол России в Намибии Андрей Урнов.— Когда США выступали за независимость Южного Судана, у них была своя логика. И такой вариант казался отнюдь не худшим решением. Однако ситуация в корне изменилась, когда в новом государстве взорвалась межплеменная проблема. И найти выход из положения американцы не сумели».

Угроза региональной безопасности

По мнению эксперта, события в Южном Судане «стали одним из примеров, как внешнее вмешательство при недостаточно глубоком понимании внутренних африканских реалий приводит к эскалации конфликта с непредсказуемыми последствиями». Господин Урнов видит определенные аналогии между ситуацией в Южном Судане и «другими конфликтами в Северной Африке и на Ближнем Востоке — например, в Ливии и Ираке». «Главный урок Южного Судана состоит в том, что, осуществляя внешнее вмешательство, необходимо просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед,— резюмирует эксперт.— В целом это один из печальных внешнеполитических итогов правления президента Обамы».

По мнению собеседников «Ъ» в регионе, сегодня единственная возможность заморозить конфликт — оказать на противоборствующие стороны жесткое внешнее давление с привлечением США и региональных тяжеловесов: Уганды, Кении, Эфиопии. В свое время эти страны, противостоявшие режиму президента Омара Башира в Хартуме, поддержали южносуданскую независимость, но сегодня не скрывают разочарования событиями в соседнем государстве, которое, едва успев возникнуть, разваливается на глазах. Что создает угрозу безопасности всему региону Восточной Африки, где и без того в последние годы резко активизировались исламистские террористические группировки.

Как Южный Судан боролся за независимость

1 января 1956 года была провозглашена независимость Республики Судан от Великобритании и Египта. При этом в новое государство были включены как мусульманский север, так и юг, жители которого были либо христианами, либо язычниками. Еще до провозглашения независимости в августе 1955 года в южных городах Торит, Джуба, Ей и Мариди вспыхнули восстания, переросшие в гражданскую войну, длившуюся почти 17 лет.

27 февраля 1972 года в Аддис-Абебе было подписано соглашение о предоставлении Южному Судану статуса автономии, который распространился на три провинции. Регион получил право избирать местный парламент и формировать12-тысячную армию, на 50% состоящую из жителей юга. Участники боевых действий попали под амнистию.

8 сентября 1983 года президент Судана Джафар Нимейри объявил о начале исламизации страны и административной реформе юга, что привело к новой войне. Борьбу с правительством возглавила Народная армия освобождения Судана (НАОС) под руководством будущего вице-президента Джона Гаранга.

20 июля 2002 года после подписания протокола в Мачакосе (Кения) начался процесс урегулирования конфликта между севером и югом, жертвами которого в общей сложности стали около 2 млн человек.

9 января 2005 года между правительством Судана и сепаратистами было подписано Найвашское соглашение, положившее конец второй гражданской войне. По нему Южному Судану также предоставлялись право на самоуправление, места в правительстве и половина доходов от полезных ископаемых. Вводился шестилетний переходный период.

11 октября 2007 года члены НАОС вышли из состава правительства, обвинив власти в несоблюдении условий мирного договора и несправедливом распределении постов. 13 декабря того же года после соглашения о ротации членов кабинета каждые три месяца бойкот был прекращен. Кроме того, был согласован график вывода войск из Южного Судана.

С 9 по 15 января 2011 года состоялся референдум о независимости Южного Судана, за отделение проголосовали 98,8% избирателей. 9 июля того же года Южный Судан был провозглашен самостоятельным государством со столицей в Джубе.

kommersant.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Российская нефть вновь начала поступать в Белоруссию (Видео)
Возобновление поставок нефти из России в Белоруссию по нефтепроводу «Дружба» произошло в субботу. Об этом сообщает госагентство Белта.
В Словакии раскритиковали идею Зеленского по транзиту российского газа (Видео)
Против антироссийских санкций выступили и в Братиславе. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо назвал ограничения ЕС в отношении атомной энергетики неприемлемыми и пригрозил их заблокировать.