Нефтяной катализатор: «Пайяха» поможет в освоении Арктики
В ближайшее время Восточная Сибирь должна стать главным плацдармом российской нефтяной промышленности
Западная Сибирь уже не может обеспечить новых нефтяных провинций, так что все надежды на новые запасы возлагаются на Восточную Сибирь.
Восточная Сибирь – один из наиболее суровых и малонаселенных районов нашей планеты. По мнению многих ученых, его освоение по трудозатратам, а также необходимым капиталовложениям можно сравнить с колонизацией Марса.
Однако значимость освоения восточносибирских месторождений углеводородного сырья с каждым годом возрастает еще и потому, что оно сопряжено с активным освоением Восточной Арктики и Северного морского пути.
А ведь этот регион тоже требует колоссальных усилий для развития. Население Восточной Арктики в общей сложности составляет 2 тыс. человек примерно на 3 млн км2. Поэтому в данном случае нефтяные компании выступают и как организаторы инфраструктуры в регионе.
Несмотря на различные госпрограммы развития данных территорий, работы в этом направлении ведутся очень медленно. Отраслевые эксперты не раз говорили о том, что активное освоение Крайнего Севера начнет именно частный бизнес. Он мобильнее, способен быстрее привлекать средства, создавать удобные логистические пути освоения этой территории, а также может дать толчок для развития промышленности.
Стоит отметить, что в настоящее время один из наиболее привлекательных нефтегазовых участков Таймыра – проект «Пайяха» – разрабатывает «Таймырнефтегаз» (ТНГ), относящийся к группе Эдуарда Худайнатова. «Пайяха» входит в ряд крупнейших в Восточной Сибири, обладая уникальной геологической структурой и выгодным экономическим расположением: в этом регионе у многих нефтегазовых компаний есть перспективные участки.
ТНГ по итогам геологоразведочных работ в 2017 году ожидает прирост запасов на «Пайяхе» в 2,5-3 раза – до 1 млрд баррелей н.э.
Запуск проекта в опытно-промышленную эксплуатацию намечен на 2023 год, а выход «Пайяхи» на прогнозную полку добычи свыше 18 млн тонн нефти предполагается в 2028 году.
Таким образом, именно «Таймырнефтегаз» может первым запустить перспективное нефтяное месторождение на Таймыре. На сегодняшний день это один из наиболее привлекательных с инвестиционной точки зрения проектов, поскольку он реализуется частной компанией, не зависящей он неповоротливой бюрократии. Компания оценивает стоимость проекта «Пайяха» на Таймыре в $40 млрд, а его суммарный денежный поток – в $145,2 млрд. Срок окупаемости проекта – девять лет, а после запуска добычи – четыре года.
В настоящее время им уже заинтересовались многие инвесторы. В частности, итальянский банк Intesa, подписавший соглашение о сотрудничестве с ТНГ. По сообщению компании, итальянский банк планирует сам участвовать в финансировании проекта, а также готов оказать услуги по организации оптимальной структуры привлечения финансовых средств и заняться поиском потенциальных финансовых партнеров.
Однако Intesa – это только «первая ласточка», западные инвесторы хорошо понимают, что на земле осталось очень мало проектов для крупных вложений с гарантированной отдачей средств, а именно к таким и относятся проекты российского нефтегазового сектора в Восточной Сибири.
Кстати, российские государственные банки (ВТБ и Сбербанк) в этом отношении более инертны и в развитие бизнес-проектов вкладываются только при административном давлении.
В целом же у «Таймырнефтегаза» нет проблем с деньгами при такой окупаемости. По значимости и объемам речь идет о втором Самотлоре. Запасы «Пайяхи» высокого качества – нефть малосернистая и маловязкая. По расчетам экспертов, ее премиальность составляет $3-4 за баррель к Brent. Тем более что проект позволяет осуществлять 100% поставки нефти в Европу и страны АТР круглогодично и без ограничений трубопроводной системы «Транснефти».
Дело в том, что транспортировка нефти с проекта «Пайяха» планируется через нефтеналивной терминал Таналау, который будет построен в устье Енисея к 2025 году.
Его проектная мощность составит 15 млн тонн, позже, с увеличением объема добычи, планируется построить второй терминал. Именно он будет способен обеспечить круглогодичный доступ к сырью конечных потребителей нефти. Кроме того, «Таймырнефтегаз» рассматривает возможность реализации на Таймыре СПГ-проекта.
Не стоит забывать, что работа «Таймырнефтегаза» над проектом «Пайяха» даст мощный импульс инфраструктурному развитию региона. Только автодорог должно быть построено 647 км, не говоря уже о 979 км ЛЭП и объектах генерации мощностью 625 млн Вт.
Данный проект потребует серьезного развития промышленного производства. Уже достигнуты ключевые договоренности о строительстве десяти танкеров ледового класса ARC-7 дедвейтом 42 тыс. тонн на российской судоверфи «Звезда». Всего же планируется построить около 25 танкеров. Для этого «Таймырнефтегаз» собирается подписать в Италии соглашение с банком Intesa и «Роснефтьморфлотом» о начале строительства судов.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уверен, что России в любом случае придется развивать Арктику только за счет добывающей промышленности, по-другому там не выживешь.
«Поэтому встает вопрос, как вывозить это сырье за пределы арктического региона – трубопроводом или танкером? Причем трубопровод в любом случае строиться будет дольше и выйдет дороже, чем терминал», – отметил эксперт в интервью «НиК». При этом он указал, что бизнес должен понимать всю ответственность освоения северных территорий, а также рассчитывать свои финансовые силы.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что Северный морской путь (СМП) становится все более привлекательным для судоходства, особенно с учетом потепления последних десятилетий. Тем не менее он отметил, что пока этот маршрут в силу исторических причин не является популярным, поскольку в течение нескольких десятилетий СССР ограничивал движение по нему зарубежных судов.
«Однако в последнее время исчезли политические препятствия, произошло заметное потепление: льдов стало меньше, период открытой навигации заметно продлился. Недавно в виде эксперимента китайский контейнеровоз обычного класса проследовал Северным морским путем. Поэтому для некоторых маршрутов СМП вполне может быть привлекательным. Проблемы у СМП две: во-первых, традиция – судоходные компании просто не привыкли к этому маршруту, во-вторых, у России почти отсутствует современная инфраструктура вдоль этого морского пути. Порты и спасательные службы пока очень далеки от современных стандартов», – рассказал эксперт в интервью «НиК».
Поэтому Сергей Хестанов уверен, что идея развивать СМП вполне логична, но с другой стороны, это вопрос отдаленного будущего.
«Надо приложить много сил и потратить заметные ресурсы на развитие инфраструктуры, прежде чем СМП станет привлекательным для судоходства и по нему пойдет заметный транзит», – заявил эксперт.
Стоит отметить, что в 2018 году в России должен быть принят закон об Арктической зоне. Об этом сообщил член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. По его словам, закон предлагает создание в Арктическом регионе восьми опорных зон от Мурманска до Чукотки, что позволит прекратить отток населения из арктических территорий, а также привлечь новые кадры.
Прогноз ценовых колебаний с 23 по 27 октября 2017 читайте здесь.