Нефтяники написали антикризисное письмо Путину
Руководители нефтяных компаний просят у президента Владимира Путина снизить нагрузку на отрасль и провести лицензионную амнистию.
Руководители «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Башнефти» и «Татнефти» написали Путину письмо, в котором описали предложения по снижению издержек в отрасли. В условиях неблагоприятной конъюнктуры цен на энергоносители на мировых рынках, экономических санкций, роста политической напряженности в мире чрезвычайно актуальной становится задача сохранения инвестиционной активности и приемлемой рентабельности промпредприятий, говорится в письме. Президент «Роснефти» Игорь Сечин письмо не подписал.
Нефтяники предлагают устранить излишнее экологическое регулирование в отрасли и перенести на 2-3 года вступление в действие новых жестких требований, а также вновь указывают на необходимость провести лицензионную амнистию: ввести мораторий на выполнение действующих и выдачу новых предписаний Росприроднадзора и Роснедр об исправлении нарушений лицензий по объему разведочных работ и срокам ввода месторождений в эксплуатацию. Этот мораторий они предлагают ввести на период, пока Минприроды актуализирует условия лицензий по утвержденному правительством плану обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.
О возможной лицензионной амнистии министр природных ресурсов Сергей Донской заявил в конце октября после совещания с нефтегазовыми компаниями о работе в условиях санкций. Компании предлагали сдвинуть лицензионные сроки, «потому что находятся в ограничительных условиях по использованию западных подрядчиков», объяснял министр. Тогда же Донской говорил, что нефтегазовые компании попросили внести изменения более чем в 100 лицензий, из которых больше 60 — заявки «Роснефти». Представитель компании тогда утверждал, что основаниями для обращений была обновленная информация о геологическом строении участков и сроки ввода в эксплуатацию магистральных нефтепроводов, а не санкции. Правительство готово поддержать лицензионную амнистию, она нужна, но не в произвольном порядке, требуются четкие критерии, отмечал тогда вице-премьер Аркадий Дворкович. Министр энергетики Александр Новак в октябре говорил, что можно временно отменить санкции за несоблюдение техрегламента, если это происходит в результате импортозамещения.
В Минэнерго письмо нефтяных компаний не приходило, сообщил представитель министерства. В Минприроды и Ростехнадзоре на запрос «Ведомостей» не ответили. Минприроды пока не получило письмо, но, исходя из сообщений СМИ, многое из предлагаемого обсуждается на рабочей группе по снижению административных барьеров, в которой участвуют нефтяные компании, говорит представитель министерства. И у нефтяников всегда есть возможность донести позицию до министерства, добавляет он. Источник РБК в Минприроды, комментируя письмо нефтяников, говорил, что ведомство не готово идти на смягчение некоторых санкций из-за кризиса. Лицензионная амнистия не позволит существенно сократить затраты, но нарушение условий лицензии может привести к ее отзыву, говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Амнистия позволит избежать санкций за неисполнение лицензий, говорил в октябре сотрудник одной из нефтекомпаний.
Четыре списка для Путина
Нефтяные компании разбили свои просьбы и рекомендации на четыре группы: избыточные требования, отсрочка недавно вступивших требований, устранение противоречий в законах и подзаконные акты.
Группа 1
• Ежегодный обязательный экологический аудит влечет за собой дополнительные финансовые издержки по всем предприятиям.
• Для создания финансовых гарантий ликвидации чрезвычайных ситуаций предлагается использовать институт страхования вместо формирования резервов материальных и финансовых ресурсов.
• Нормы действующего федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» не учитывают реалии сбросов и подключения компаний в системе водоснабжения.
• Нужны исключения для компаний в части защиты леса, прилегающего к месторождениям.
• Передача охраны объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена высокая или средняя категория опасности, исключительно к компетенции подразделений Минэнерго России и полиции скажется на качестве этих услуг.
• Пользователи недр дважды уплачивают денежные средства за превышение предельной нормы сжигания попутного нефтяного газа.
• Предусмотрено ограничение величины бездействующего фонда скважин в размере не более 10% от эксплуатационного фонда – это невыполнимо на месторождениях с девятью скважинами и менее.
• Нет утвержденных методических рекомендаций по компенсации убытков при изъятии земель у собственников.
Группа 2
• Предлагается в качестве временной меры рассмотреть вопрос о снижении повышающих коэффициентов на два года для тех предприятий, у которых разработаны планы по снижению сверхнормативного сжигания попутного нефтяного газа.
• Необходимо перенести с 1 января 2016 года на 2018 год обязанность по ликвидации прошлого экологического ущерба.
• Предлагается освободить от платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, транспортные средства, предназначенные для перевозки горюче-смазочных материалов.
• Ввести мораторий как на исполнение ранее выданных предписаний Росприроднадзора и уведомлений Роснедр в отношении выполнения недропользователями объемов поисково-разведочных работ и сроков ввода месторождений в разработку, так и моратория на выдачу новых предписаний и уведомлений.
• Ростехнадзор запланировал на 2015 год реализацию пилотного проекта «Информационная система мониторинга промышленной безопасности». Рассмотреть вопрос о переносе сроков реализации проекта на два года.
Группа 3
• Проект федерального закона «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О недрах» в части уточнения лицензий на пользование недрами, порядка досрочного прекращения права пользования недрами, а также упорядочения процедуры проведения аукционов и конкурсов на право пользования недрами» содержит нормы, противоречащие принятому федеральному закону от 24.11.2014 №366-ФЗ, утвердившему параметры «налогового маневра». В том числе вводит существенное увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат.
Группа 4
• Необходимо отказаться от повышения ставок за негативное воздействие на окружающую среду на ближайшие два-три года. Необходимо разработать нормативный акт, позволяющий проводить корректировку в сторону снижения размера платы за негативное воздействие в том случае, если предприятие тратит средства на мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
• Перенести до 2018 года срок вступления в силу проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления обязанности пользователей недр по созданию ликвидационных фондов».
• С наступлением паводковых периодов администрации большинства нефтедобывающих регионов ежегодно принимают нормативно-правовые акты по взиманию платы за проезд большегрузной техники в паводковый период. В значительном количестве случаев обязанность по уплате соответствующей платы приводит к появлению коррупционных схем.