Нефтяникам могут повысить штрафы за нарушение антимонопольного законодательства
Федеральная антимонопольная служба назовет размер штрафа, который придется заплатить ТНК-ВР в рамках третьей волны антимонопольных дел в отношении нефтяников. Он не будет максимальным, так как компания признала свою вину.
В прошлом году ФАС завершила очередное разбирательство с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, которые завышали цены на топливо. По итогам двух предыдущих войн с антимонопольным ведомством им пришлось заплатить 15 млрд рублей штрафов. Еще более четырех миллиардов рублей нефтяникам должны будут отдать по результатам третьей волны дел.
Руководитель ФАС Игорь Артемьев, выступая вчера на форуме, посвященном биржевому и внебиржевому рынкам нефтепродуктов, заявил, что если нефтяники впредь не будут следовать рыночным правилам работы, которые им предлагает государство, штрафы могут увеличиться десятикратно.
«Проблемы никакой нет, — констатировал Артемьев. — Просто суды изначально закрепили эту практику относительно небольшими штрафами в несколько миллиардов рублей, и мы были не против, так как не хотели сразу применять предельно жесткое наказание. Во-первых, не следует резать курицу, которая несет золотые яйца. Во-вторых, все нужно делать постепенно. Набравшись определенного терпения, заставив компании заплатить относительно большие, но не максимально возможные штрафы, мы добились того, что ситуация в отрасли стала меняться».
И все-таки «нефтянка» не перестает быть одной из самых беспокойных отраслей, и ВИНКи по-прежнему не могут отказать себе в удовольствии время от времени устроить на рынке большой переполох, как это было, к примеру, в прошлом году. «Причина возникшего тогда кризиса, на наш взгляд, заключалась не столько в том, что возник реальный дефицит топлива, сколько в том, что вертикально-интегрированные компании предприняли очередную попытку выдавить с рынка независимую розницу, — отметил Артемьев. — Они собрали весь бензин на своих сбытовых мощностях и предложили независимым АЗС покупать топливо по более высоким ценам. Это была классическая ценовая дискриминация».
Руководитель ФАС напомнил, что в отношении нефтяных компаний было возбуждено больше 70 дел. «Практически все мы сейчас выигрываем в региональных и федеральных судах, и за каждое нарушение назначаются штрафы», — добавил он.
Этой весной ФАС собирается утвердить план действий по изменению ситуации на рынке нефтепродуктов на ближайшие три-пять лет. По словам Артемьева, в документе планируется прописать предложения по совершенствованию механизмов биржевой и внебиржевой торговли нефтепродуктами. «К концу 2012 года мы получим рыночную и прозрачную систему», — надеется чиновник.
Кроме того, ФАС рассчитывает, что весной решится и судьба топливных инициатив ведомства, которые зависли на стадии согласования и никак не доберутся до Госдумы. Напомним, одно из предложений касается ценообразования. Антимонопольщики считают, что для расчета стоимости нефти и нефтепродуктов нужно использовать три базовых индекса рыночных цен: сопоставимые цены зарубежных рынков, биржевые котировки и внебиржевые цены. Кроме того, ФАС предложила правительству рассмотреть возможность серьезного реформирования структуры нефтяных компаний, вплоть до отделения добычи, переработки и сбыта друг от друга. «Возможно, пока это слишком радикальная мера. Поэтому сейчас в качестве более мягкого варианта мы просим ввести независимый учет по всем этим видам бизнеса», — сообщил Артемьев.
Помимо ситуации на внутреннем нефтяном рынке умы экспертов занимает и то, что происходит за его пределами. В понедельник Евросоюз решил ввести в отношении Ирана мягкое эмбарго на поставки «черного золота». Эксперты считают, что если Европу поддержат Япония и Корея, нефть к концу года может подорожать до $202 за баррель. «Эти расчеты не учитывают крайний вариант — если Тегеран заблокирует Ормузский пролив, — пояснила старший аналитик энергетического центра «Сколково» Мария Белова. — Мы считаем это маловероятным».
России развитие событий вокруг Ирана выгодно. Чем дороже нефть, тем больше страна заработает на ее продаже. Но существует и другой сценарий. По нему на стоимость «черного золота» все сильнее будет давить кризис, который со временем утащит нефтяные котировки вниз. В этом случае нефть может подешеветь до $60-40 за баррель, и тогда российскому бюджету придется туго. «Главный финансовый документ страны на 2012 год был спланирован из расчета стоимости нефти в районе $100 за баррель», — напомнил представитель минэкономразвития Кирилл Емельянов, пишет Российская газета.
По мнению Игоря Артемьева, ситуация вокруг Ирана носит более конкретный характер, нежели кризис в еврозоне и сейчас именно она будет влиять на нефтяные котировки. «Что касается будущего, то у лидеров мировых экономик достаточно ресурсов, чтобы локализовать «горячие точки» и не допустить вселенского краха. Но если это сделать не удастся, то мало не покажется всем, в равной степени», — считает он.