Д.Рутенберг: ФАС признала РЖД нарушившей антимонопольное законодательство
Россия – страна большая, поэтому стоимость транспортировки нефтепродуктов составляет значительную долю в конечной цене топлива. На одной из последних конференций по транспорту обсуждалась проблема слабой пропускной способности российских железных дорог, которая из сезонной уже превратилась в постоянную. В результате осенью нынешнего года случился кризис, который был связан, как говорят эксперты, вовсе не с вагонами. О проблемах и перспективах отечественной транспортной системы Oil.Эксперт рассказал начальник управления транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.
Oil.Эксперт: Дмитрий Анатольевич, вы приглашены к участию в Международном форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов России», который состоится в начале следующего года – 24-25 января в Москве. Одной из главных тем для обсуждения на форуме станет проблема транспортировки нефтепродуктов. Какие инициативы со стороны ФАС готовятся для улучшения работы транспорта?
— В программе форума широкое обсуждение вопросов не дискриминационного доступа к услугам монополий, к которым относятся перевалка нефтепродуктов в портах, железнодорожные перевозки, и перегонка нефти по магистральным трубопроводам. Соответствующие проекты правил во всех этих отраслях уже разработаны, они выполнены с учетом уточнений, связанных с принятием третьего антимонопольного пакета. И я думаю, что уже в первом квартале следующего года будут приняты правила не дискриминационного доступа в отношении портов. Возможна некоторая задержка в отношении железнодорожного транспорта, так как запаздывает отраслевое законодательство, но надеюсь, что в следующем году все решится. А более подробно все детали этих проектов будут раскрыты на форуме спикерами ФАС.
Oil.Эксперт: Осенний дефицит вагонов, как говорят эксперты, был искусственным, потому что при заказанных компаниями 18 тыс. цистерн, РЖД располагала 22 тыс., и цена, которую нефтяники платили «за дефицит», была неоправданной. Что думает по этому поводу ФАС?
— Это большая проблема, с которой сталкиваются не только нефтяники, но и все остальные отрасли, связанные с перевозкой грузов. ФАС считает, что причиной такой ситуации стал неправильный подход к распределению грузопотоков, когда подвижной состав неоправданно скапливается в одних пунктах, где недостаточно грузов, что создает его дефицит в других. Не так давно ФАС признала РЖД нарушившей антимонопольное законодательство, что выразилось в неудовлетворении спроса на вагоны. Руководством РЖД отклонялись заявки на транспорт, притом, что она была обязана их удовлетворить. Вообще, что касается железнодорожного транспорта, то здесь основным игроком является вовсе не РЖД, а такие компании как «Трансойл», ПГК, которые, правда, пока входят в группу РЖД. Но, тем не менее, возможности поиска контрагентов для отправителей грузов имеются. Хотя, обеспечить перевозку по тарифам, установленным прейскурантом, в настоящий момент может только РЖД. Причинами проблем с транспортом является и монополизм РЖД, и неурегулированность нормативной базы, которая не отвечает требованиям современного рынка. Но перспективы есть: сейчас разрабатывается новая технология перевозки нефтепродуктов в контейнерах, которая расширит возможности для перевозки, позволив выйти на этот рынок такому крупному игроку, как «Трансконтейнер».
Oil.Эксперт: Компании, имеющие подвижной состав могут компенсировать свои затраты путем возврата НДС по стоимости на конечном пункте, а остальные теряют значительную долю возврата, что создает неравные условия конкуренции. Может быть, стоит устранить эту несправедливость?
— Это немного не так. Ведь те компании, которые имеют свой подвижной состав, вкладывали определенные инвестиции в его приобретение и обслуживание, поэтому они имеют такое преимущество в части возврата НДС. И если остальные пойдут тем же путем, то они смогут с ними конкурировать на равных. Так что могу только посоветовать компаниям, не имеющим собственного подвижного состава, заняться этим вопросом.
Oil.Эксперт: Еще вопрос на тему портов. В конце ноября вице-премьер Игорь Сечин провел совещание в Усть-Луге, посвященное завершению строительства терминалов трубопровода БТС-2, который должен обеспечить независимость экспорта нефти из России от Белоруссии. Однако, эксперты утверждают, что терминалы не найдут себе нефти и останутся сухими. Одной из причин станет высокая цена за перевалку в размере 14,50 долларов за тонну темных и 12,50 долларов за тонну светлых нефтепродуктов. Следит ли ФАС за развитием событий?
— Действительно, высокая цена перевалки может отпугнуть нефтяников, но это вопрос к тому, кто установил и утвердил такие тарифы, ведь из чего-то же они исходили. Цена услуг во всех морских портах подлежит государственному регулированию в соответствующих ведомствах. И могут только выразить сожаление, что Федеральная служба по тарифам приняла решение, которое может привести к тому, что запускаемый терминал может остаться незагруженным. Хотя, думаю, что собственники все же отреагируют на ситуацию и будут смотреть не только на затраты формировании цены перевалки, а на конкурентов, чтобы привлечь к себе новые потоки.
Oil.Эксперт: Кстати появилась информация, что порт Приморск приобрела компания «СуммаКапитал». Нет ли здесь признаков монополизма в области перевалки нефтепродуктов? Не вырастут ли цены на услуги?
— Все сделки такого размаха получают предварительное одобрение ФАС. И могу сказать, что данную сделку мы тоже внимательно рассматривали, изучали рынок, и никаких нарушений монопольного законодательства в части нарушения конкуренции там не нашли.
Oil.Эксперт: АЗС при нефтяных компаниях работают в «тепличных» условиях, имея возможность получать топливо по сниженным ценам и быть прибыльными, а независимые АЗС лишены такой возможности и балансируют на грани рентабельности. Занимается ли ФАС этой проблемой, и какие нужны меры, чтобы создать равные конкурентные условия для всех продавцов?
— Сейчас ведется масса антимонопольных дел в отношении ВИНКов, которые устанавливают разную стоимость топлива для своих, и для независимых АЗС. В терминах антимонопольной службы это называется созданием дискриминационных условия на рынке топлива, и мы стараемся реагировать оперативно. Не всегда эти дела выносятся на федеральный уровень, многими занимаются территориальные органы УФАС, поэтому о них мало известно в печати. Но могу сказать, что к нарушителям применяются довольно чувствительные штрафные санкции, выдаются предписания о прекращении нарушений.
_________________________________________________________________________________________
О том, что нас ждет в новом году на рынке топлива Вы можете обсудить на III Международном Форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ», который состоится 24-25 января 2012 г., в Москве, в «Президент-Отеле».
Ознакомится с Программой Форума можно в разделе «Бизнес-мероприятия».
Подать заявку на регистрацию Вы можете здесь.
_________________________________________________________________________________________
Меня зацепил последний ответ…
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, а Вы выезжали за пределы Москвы километров за сто?
Окна независимых АЗС заколочены досками. Кто из бывших владельцев независимых АЗС сможет подать Вам жалобу? Кто потом будет с ними будет работать? Подать жалобу — это же смертный приговор! Так лучше потихонечку сдохнуть, чем сразу.
Для поддержки независимых АЗС государство должно разрешить устанавливать рыночные цены на топливо. В нынешней ситуации подавать жалобы бессмысленно. Рентабельность бизнеса у частников очень низкая. Как помогут жалобы в такой ситуации? ФАС «подкрутит» рентабельность?
Рано заколачивать, будем еще работать.
Пока ещё на рынке остались независимые АЗС, но их будет становиться меньше. ФАС уже взялась за мелких предпринимателей — http://www.oilexp.ru/news/russian_rinok/kurskoe-ufas-likvidirovalo-“benzinovyj-kartel”/67238/ . Монополистом может быть признан даже предприниматель, владеющей 1-2 АЗС.
Цены в оптовом звене сравнялись с розничными. Вот в чем вопрос. Независимые АЗС не могут конкурировать на равных в рознице с монополистами. Это просто захват розничного рынка!
Правильно, об этом я и говорю. В оптовом звене цены относительно рыночные, а в рознице цены устанавливает государство. Крупные компании могут держать убыточные АЗС, а частники быстро разоряются.
Что-то не представляю себе, как «Трансконтейнер» будет дизельку возить в контейнерах… А где можно узнать об этой новой технологии?
Трансконтейнер купит или арендует цистерны, в чём проблема?
Да, я не против того, что бы «Трансконтейнер» купил цистерны. Только в интервью речь о другом идет: «…сейчас разрабатывается новая технология перевозки нефтепродуктов в контейнерах, которая расширит возможности для перевозки».
А я и не дочитал до самого интересного! Перевозка жидкостей в контейнерах — это что-то новое. Непонятно, в чём преимущество перед цистернами.
У нас «Независимые» завозят топливо через всю Россию. А на выходе цена за литр далеко 30 рублей зашкаливает. Территориальный УФАС не занимается этим вопросом.
Не думаю, что технологии контейнерных перевозок, существенно сократят транспортные издержки…