Нефтегазовые доходы бюджета РФ сократятся почти вдвое к 2030 году
Нефтегазовые доходы российского бюджета сократятся к 2030 году почти в два раза по сравнению с уровнем 2012 года — до 5,3% ВВП, сообщил заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач, представляя журналистам долгосрочный прогноз экономического развития РФ.
В то же время он отметил, что общий уровень доходов бюджетной системы снизится незначительно.
«В долгосрочной перспективе прогнозируется относительно стабильный уровень доходов бюджетной системы, точнее, их незначительное снижение: с 38% ВВП в 2012 году до 37% ВВП в 2020 году и 35-36% ВВП в 2030 году», — сказал Клепач. Сокращение нефтегазовых доходов до 5,3% ВВП в 2030 году с 11% ВВП в 2012 году по инновационному сценарию будет компенсировано не в полной мере, добавил он.
Тем не менее, сказал замминистра, предполагается расширение налоговой базы, собираемости основных налогов, таможенных поступлений и страховых взносов. Кроме того, по словам Клепача, уже в среднесрочной перспективе ожидается значительное изменение структуры госрасходов. «Бюджетный маневр более ярко выражен в инновационном сценарии и характеризуется повышением доли расходов на образование, здравоохранение, науку и развитие транспортной инфраструктуры», — отметил он.
Структура расходов бюджетной системы, по прогнозу, достаточно инерционна. «Расходы инновационного характера занимают всего 2,2% ВВП, или 6% всех расходов бюджетной системы, и к 2020 году они вырастают в инновационном варианте до 2,8% ВВП», — сказал Клепач.
В частности, сообщил он, по инновационному сценарию, расходы бюджетной системы на экономику возрастут до 7,1% в 2030 году с 5% ВВП в 2011 году, на образование — до 5,3% ВВП с 4%, на здравоохранение — до 5,1% ВВП с 3,9%. Понизятся, как ожидается, расходы на оборону и безопасность — до 3,7% ВВП в 2030 году с 5,5% ВВП в 2011 году. Расходы на соцобеспечение понизятся до 11,4% ВВП с 12,6%, прогнозирует Минэкономразвития.
Бюджетный маневр в этом сценарии выражен более ярко и предполагает на периоде до 2020 года рост на 2% ВВП расходов на здравоохранение, образование, науку, продолжил Клепач. По его словам, на 0,5% ВВП вырастут расходы на экономику, в том числе на транспортную инфраструктуру, на 1% — на оборону и безопасность. Оптимизация идет за счет сокращения субсидий, в том числе на ЖКХ, а также сокращения численности государственных управленцев.
«В этих условиях бюджетная система остается дефицитной, не удается существенно снизить ненефтегазовый дефицит. В то же время бюджетная система становится способной поддержать модернизацию экономики», — отметил он. «Ее стабильность обеспечивается ограниченным уровнем дефицита — 1,5-2% ВВП до 2025 года», — продолжил Клепач. Госдолг при этом, по его словам, вырастет до уровня 20-25% ВВП.
«В консервативном (энерго-сырьевом) сценарии предполагается, напротив, ограниченное увеличение социальных расходов, а также расходов на образование и здравоохранение, при снижении расходов на развитие науки, технологий и транспортной инфраструктуры», — сообщил замминистра. В результате, сказал он, расходы бюджетной системы в консервативном варианте сократятся до 34,9% ВВП в 2020 году с 37,1% ВВП в 2011 году.
Формула бюджетного маневра на периоде до 2020 года в этом сценарии предполагает повышение на 1% ВВП расходов на здравоохранение и образование, и снижение на 0,5% ВВП расходов на экономику. При этом будут повышены расходы на оборону и безопасность — на 0,8%.
«В результате расходы бюджетной системы в консервативном варианте сократятся с 37,1% ВВП в 2011 году до 34,9% ВВП в 2020 году», — отметил замминистра. В этих условиях, сказал он, федеральный бюджет становится бездефицитным после 2015 года, что позволяет обеспечить и существенное снижение ненефтегазового дефицита.