Нефть вниз — бензин вверх
После падения цен на нефть топливный демпфер превратился из способа гарантировать нефтяным компаниям доходность от работы на внутреннем рынке в средство дополнительного изъятия сырьевой ренты
Снижение цен на мировых нефтяных биржах привело к дополнительному увеличению налогового бремени на российских нефтяников: топливный демпфер, пошедший было на убыль, снова вырос. Дороже всего обходится нефтеперерабатывающим компаниям производство дизтоплива.
Значение демпфирующего коэффициента для бензина в сентябре составило минус 4075 рублей/т по сравнению с минус 4062 рубля/т в августе. Демпфер для дизельного топлива в сентябре снизился до минус 6929 рублей/т с августовских минус 4529 рублей/т, сообщает агентство Argus Media. Отрицательные значения показывают, что плательщиками демпфера выступают нефтеперерабатывающие компании, а получателем — бюджет.
Демпфер без сглаживающего эффекта
Как поясняется в сообщении, причиной стало снижение цены топлива в Европе. Стоимость бензина в сентябре уменьшилась в среднем на $8/т, до $387/т (cif СЗЕ). «Котировки этого топлива в Северо-Западной Европе в сентябре снизились незначительно, поскольку наблюдался спрос на продукт со стороны США», — отмечают аналитики Argus. Стоимость дизтоплива в Европе в сентябре упала на $48/т, до $328/т (cif СЗЕ) из-за больших объемов, накопленных в хранилищах.
Механизм демпфера, введенный с 1 января 2019 года, разрабатывался в 2018 году на очередном максимуме нефтяных цен и был призван компенсировать нефтяникам убытки от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Практически сразу в него начали вносить коррективы и в 2020 год демпфер рассчитывается как 68% от разницы между ценой экспорта и условной ценой внутреннего рынка (установлена на уровне 53,6 тыс. рублей/т).
Неизвестно, была ли такая идея заложена в закон с самого начала, но после падения цен на нефть и, как следствие, снижения стоимости топлива на внешних рынках, в начале 2020 года демпфер превратился из способа гарантировать нефтяным компаниям доходность от работы на внутреннем рынке в средство дополнительного изъятия сырьевой ренты.
А из сдерживающего рост цен фактора — в стимул, который заставляет нефтяные компании быть заинтересованными в их максимальном росте.
По законам рынка
Неудивительно, что на фоне падения нефтяных цен (в сентябре основные индикативные сорта впервые с апреля показали снижение по итогам месяца) котировки топливных контрактов на Санкт-Петербургской бирже (СПбМТСБ) пошли вверх. За последнюю неделю сентября бензин АИ-92 в Европейской части России подорожал с 45724 рублей/т до 47917 рублей/т, АИ-95 — с 47307 рублей/т до 50138 рублей/т. Дизельное топливо (летнее) при этом подорожало с 42503 рублей/т до 44481 рубля/т.
До этого топливо на СПбМТСБ дешевело несколько недель подряд. Некоторые участники рынка поэтому объясняют сентябрьское подорожание ростом спроса на бензин и дизель со стороны мелкооптовых и розничных продавцов, которые бросились скупать подешевевший товар.
Объяснение не слишком логичное. С 1 октября перестал действовать мораторий на ввоз в Россию нефтепродуктов из-за рубежа. До его введения в мае 2020 года поставки белорусского бензина, по словам трейдеров, позволяли балансировать спрос и предложение на бирже и сдерживать рост оптовых цен — импортное топливо примерно на 500 рублей/т дешевле. После перекрытия границ котировки на бирже резко взлетели. Непонятно, что мешало тем же владельцам нефтебаз и АЗС подождать, пока относительно недорогое импортное топливо вернется на рынок.
При этом розничные цены остаются практически неизменными. «Средняя цена на автобензин АИ-92 увеличилась на +0,05% (+0,02 рубля/литр) до 43,63 рубля/литр, АИ-95 на +0,02% (+0,01 рубля/литр) до 47,01 рубля/литр, стоимость дизельного топлива зимнего снизилась на –0,15% (–0,08 рубля/литр) до 51,59 рубля/литр, дизельного топлива летнего сохранилась на прежнем уровне — 48,07 рубля/литр», — сообщает ЦДУ ТЭК по итогам прошлой недели.
Рост цен на топливо для конечного потребителя сдерживает позиция Минфина, который в рекомендательном порядке ограничивает их официальной инфляцией.
По данным ЦБ, накопленная с начала года инфляция составляет 2,95%. Это приводит к минимизации маржи для розничных продавцов. В период максимальных цен на бирже летом этого года по отдельным видам топлива доходность даже становилась отрицательной. Сейчас, по словам участников рынка, сохраняется минимальная доходность — около 3 рублей/л. Однако как долго продлится это неустойчивое равновесие, никто не берется предсказать.
Модернизация в никуда
Происходящее заставляет скептически оценить перспективы программы модернизации российских НПЗ, одной из целей которой было наращивание объемов выпускаемого дизтоплива. Соглашение было заключено еще в 2011 году, в 2016–2017 гг модернизация должны была быть завершена, а производство дизтоплива — увеличиться на 50-80 млн т.
Достигнуть этого так и не удалось, что привело, например, к списанию 21 млрд рублей в последнем отчете «Транснефти» по МСФО. Компания построила под эту программу транспортные мощности, которые сейчас простаивают, что вызвало переоценку активов.
Недозагруженным оказалось направление «Юг», по которому предполагалось прокачивать дизтопливо Волгоградского НПЗ (ЛУКОЙЛ), Саратовского НПЗ («Роснефть») и Орского НПЗ (бывшая «Русснефть», ныне группа «Сафмар»). Из трех этих заводов завершил работы по программе реконструкции только ЛУКОЙЛ, хотя именно эта компания в прошлом году выпустила отчет, где предупреждала о рисках нарастающего профицита топлива — как раз в связи с модернизацией НПЗ.
С ростом производства увеличится профицит на внутреннем рынке бензина с 3 млн т в 2018 году до 7-10 млн т в 2035 году. На рынке дизельного топлива профицит наблюдается уже многие годы (в 2018 г. его экспорт составил 41,3 млн т), к 2035 г. избыток достигнет 64–70 млн т, предупреждает компания.
При этом спрос на топливо в России стагнирует, поэтому практически вся добавленная продукция направляется на экспорт.
В 2019 году экспортировалось 44% дизтоплива и 10% бензина российского производства.
Сегодня наращивать топливные мощности для нефтяников бессмысленно: российский рынок, как уже сказано, профицитен, а спрос на ключевом европейском направлении падает из-за коронавирусных ограничений и общей тенденции к сокращению потребления нефтепродуктов.
Ускоряющееся распространение электромобилей делает перспективы восстановления спроса крайне туманными. Если не случится ничего экстраординарного, цены на нефть не вырастут еще долго. Перспектива постоянно платить демпфер за выпуск топлива, которое потом невозможно сбыть — плохая мотивация для дорогостоящей модернизации.
Институт развития технологий ТЭК
Прогноз биржевых цен на 8 октября 2020