Нефть из бумаги: крах «нефтяной дипломатии»
Почему соглашения об ограничении добычи больше не гарантируют роста цены
Последнее соглашение ОПЕК об ограничении добычи нефти было заключено полтора месяца назад. А уже в июне страны картеля нарастили добычу до максимума за год. Почему «нефтяная дипломатия» больше не работает и какой будет цена на главный российский товар к концу года?
Фьючерс без поставки
25 мая на саммите в Вене члены ОПЕК и другие страны, не входящие в картель, договорились о продлении срока действия соглашения по сокращению добычи нефти на период с 30 июня 2017 года до 31 марта 2018 года. Первое соглашение о заморозке было подписано 30 ноября прошлого года.
А в прошлом месяце, по данным Bloomberg, страны ОПЕК нарастили добычу нефти до максимума за год — на 260 тыс. баррелей, до 32,5 млн баррелей в сутки. Впрочем, в основном этот рост обеспечили Ливия и Нигерия, которые в соглашении об ограничении добычи не участвуют. В Ливии добыча в июне превысила 1 млн баррелей в сутки (максимум за четыре года). На 90 тыс. баррелей в сутки увеличила добычу Саудовская Аравия — крупнейший производитель ОПЕК.
После 25 мая цена на нефть снижается: в день заключения венского соглашения баррель Brent стоил 52,2 доллара, а через месяц подешевел до 47,1 доллара. К концу прошлой недели сентябрьский фьючерс на Brent на бирже ICE Futures в Лондоне торговался по цене 48,1 доллара за баррель.
Эксперты отмечают, что ОПЕК сейчас добывает только 40% от общего производства нефти в мире, поэтому картель меньше влияет на ценообразование, чем раньше. Да и сам нефтяной рынок с момента создания картеля изменился. «Раньше цена определялась как баланс спроса и предложения, а теперь это рынок фьючерсов. То есть сейчас это рынок «бумажной» нефти, контракты в основном не доходят до реальных поставок. Это привело к тому, что цена определяется на бирже, где сильна психологическая составляющая. Важно, как ведут себя трейдеры», — поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Несмотря на это, соглашения ОПЕК способны оказывать достаточно сильное влияние на объемы добычи и, соответственно, на цену нефти, полагает главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова. По ее словам, с момента первого решения ОПЕК ограничить добычу в ноябре 2016 года цена выросла больше чем на 10 долларов за баррель. А объемы добычи снизились с ноября прошлого года по март 2017-го на 2 млн баррелей в сутки. «Снижение цены на нефть после второго заседания ОПЕК обусловлено тем, что не был увеличен объем сокращения добычи ОПЕК+, что вкупе с растущей добычей в Америке препятствует разгрузке глобальных запасов нефти», — говорит Крылова.
Начальник отдела брокерских операций РосЕвроБанка Евгений Волков считает, что из-за сланцевой революции у стран картеля нет ресурсов, чтобы контролировать рынок сырья. «Мировая экономика адаптировалась к текущим ценам на нефть, мы видим ярко выраженный тренд на использование альтернативных источников энергии. И даже в такой сырьевой стране, как Россия, заметен тренд на использование солнечной энергии», — отмечает он.
Профицит по спросу
Следующая встреча, на которой министры стран ОПЕК и не входящих в картель государств обсудят ситуацию на нефтяном рынке и выполнение соглашения об ограничении, пройдет в Санкт-Петербурге 24 июля. По информации Bloomberg, Россия на этой встрече выступит против дополнительного снижения добычи. 28 июня министр энергетики Александр Новак сообщил, что Россия в июне сократила добычу на 305—308 тыс. баррелей в сутки — больше, чем требовалось по сделке с ОПЕК.
В начале июля Новак заявил, что ждет роста спроса на рынке нефти в III квартале. «На мой взгляд, цены имеют потенциал к более высокому уровню во втором полугодии. Вы видите, что последние две недели идет постепенный рост цены, восстанавливается рынок, происходит балансировка, о которой мы и говорили. И она будет продолжать происходить, потому что третий квартал будет продолжать расти спрос на рынке нефти», — сказал министр.
По данным Минэнерго США, на рынке нефти уже сейчас избыток спроса. «А в целом на этот год министерство оценивает рынок как профицитный по спросу объемом в 164 тысячи баррелей день. К концу года мы ждем восстановления цен на нефть к 53—55 долларам за баррель», — прогнозирует Екатерина Крылова из Промсвязьбанка.
Игорь Юшков считает, что если не произойдет каких-то непредсказуемых событий, то мы будем видеть колебания от 45 до 55 долларов за баррель довольно долго. «Как только мы будем приближаться к верхней границе этого коридора, в США будут запускаться буровые установки, и добыча будет расти. Это будет приводить к снижению цены», — поясняет он. По данным Baker Hughes на 30 июня, в США насчитывалось 940 буровых установок: на 509 больше, чем в прошлом году.
Добыча нефти в США выросла на 800 тыс. баррелей в сутки с минимумов, достигнутых в ноябре 2016 года (плюс 480 тыс. баррелей в сутки с начала года). А добыча сланцевой нефти стабильно растет с августа 2016 года — прирост составил 560 тыс. баррелей в сутки. «Это усиливает тревогу инвесторов, что запасы нефти в США и странах ОЭСР не упадут. Это может существенно подорвать объединенные усилия ОПЕК и производителей, не входящих в ОПЕК, взявших на себя обязательства по сокращению добычи, включая Россию», — отмечают аналитики «Атона». По их мнению, потенциал роста цены на нефть ограничен, наиболее вероятным верхним пределом аналитики называют отметку 50 долларов за баррель при условии, что падение запасов не ускорится. «Если еженедельная статистика по запасам нефти в США покажет продолжающийся прирост запасов, мы можем увидеть очередное, хотя и краткосрочное ослабление цен на нефть, и ближайшим уровнем поддержки станет отметка 40 долларов за баррель», — полагают в «Атоне».
По оценкам Международного энергетического агентства, в III—IV кварталах этого года на рынке нефти ожидается заметное превышение глобального спроса над предложением. Но заметное сокращение запасов может пойти лишь в I квартале 2018 года, считает начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев. С этого момента можно ждать более активного роста цен. «Главным фактором при этом будет усиливающийся спрос на нефть в ускоряющейся глобальной экономике. При этом рост китайского спроса будет доминирующим фактором. Наши наиболее вероятные сценарии указывают на диапазон цен на нефть Brent к концу года в районе 51—56 долларов за баррель», — говорит Бушуев.
Баланс спроса и предложения должен восстановиться к концу 2017 года, полагает заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин, но фактор сланцевой промышленности США может внести коррективы. Очень маловероятно, что баррель Brent подорожает до 60 долларов до конца года, считает эксперт. «Скорее всего, мы увидим диапазон 53—55 долларов, но нынешняя волатильность подразумевает, что резких падений и длительных периодов восстановления будет еще много», — заключает он.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 10 по 14 июля здесь.