Нефть и политика: почему цены на чёрное золото снова растут?
14 мая саудовский чиновник, пожелавший сохранить анонимность, рассказал The Financial Times, что сдерживание цен на нефть — часть стратегии королевства. Политика Эр-Рияда направлена на борьбу с конкурентами, в частности с американскими компаниями, добывающими сланцевую нефть. Однако за последние месяцы стоимость чёрного золота значительно возросла. Инвестор и финансист Джим Роджерс рассказал ведущей программы In the Now Аниссе Науэй, почему Саудовской Аравии не удаётся удержать рост цен на нефть.
Саудовская Аравия заявляет, что её энергетическая стратегия очень успешна. Её секрет в том, чтобы выкачивать нефть сумасшедшими темпами, снижая таким образом цены и вытесняя американские сланцевые проекты с лидирующих позиций на рынке.
И действительно — количество буровых установок в США сократилось на 60%. Саудовской Аравии удалось обеспечить себе клиентуру.
Но почему тогда за последние несколько месяцев цены на нефть выросли, если поддержание их на низком уровне по-прежнему остаётся приоритетным направлением политики Эр-Рияда?
Летом 2014 года нефть стоила дороже $100 за баррель. В конце января 2015-го её цена упала до $45. Сейчас она, судя по всему, снова растёт. Так почему же у Саудовской Аравии не получается удерживать цены на нефть на самом низком за всю историю уровне?
«Она просто не может этого сделать, — отвечает инвестор Джим Роджерс. — Саудовская Аравия хотела снизить цены на нефть, чтобы надавить на Иран. Америка, учитывая её напряжённые отношения с Ираном и Россией, подумала, что это может быть ей выгодно. Этот расчёт оправдался. Иран пошёл на переговоры, и в результате было заключено соглашение. Но не стоит забывать, что многие фрекинговые компании ушли из бизнеса. При этом мировые запасы нефти продолжают сокращаться. Таким образом, предложение падает, а спрос растёт».
Кроме того, Роджерс обратил внимание на то, что в настоящее время будущее нефтяной отрасли — за Китаем.
«В XIX веке господствовала Великобритания, в XX — США, а XXI век будет принадлежать Китаю, нравится нам это или нет. Сейчас его главные поставщики — Иран и Ирак», — считает эксперт.
Джим Роджерс не преминул отметить и тот факт, что мировая политика и деньги взаимосвязаны.
«Деньги не только берут верх над политикой, они создают политику и управляют ей. Если проследить за денежными потоками, станет понятной и политика», — резюмирует Роджерс.