Нефть дешевеет. Чего ждать дальше?
Противоборство ОПЕК и сланцевиков США способствует новому витку распродаж на рынке нефти. За последнюю неделю цены на нефть упали почти на 10% до минимальных уровней с момента достижения в ноябре соглашения ОПЕК о сокращении объемов добычи. Можно выделить пять факторов, способствующих возобновлению продаж черного золота. Именно их влияние может определить, удержится ли сорт Brent над отметкой $50 за баррель.
1. Сланцевая нефть
Сланцевая индустрия в США снова триумфально вернулась в строй, поскольку цены на нефть восстановились над отметкой $50. По оценкам Минэнерго США, производство в стране после двух лет спада вырастет в 2017 году на 300 тыс. бар/д до 9.2 млн бар/д, а в следующем году увеличится еще на 500 тыс. бар/д. Причем эти высокие показатели – лишь половина истории. За два года спада в этой отрасли ее участники научились снижать свои затраты, повышать эффективность производства и увеличивать прирост добычи, что позволяет многим представителям сланцевой индустрии прогнозировать еще более активное восстановление. В целом его темпы служат напоминанием о том, что нефтяникам приходится адаптироваться не просто к кратковременному перенасыщению рынка, а к глобальным структурным сдвигам.
Нефтяные компании вкладывают средства в наиболее продуктивные месторождения, такие как Пермский нефтегазоносный бассейн в Техасе. Число буровых установок в США достигло максимального за 18 месяцев уровня. Другие производители, наподобие тех, кто сосредоточен на нефтеносных песках Канады, также сократили свои издержки. «Учитывая постоянное улучшение кривых производства в Пермском бассейне и сильные показатели канадского производства в последнее время, нельзя полностью исключать того, что совокупные объемы добычи США и Канады увеличатся в 2017 г. на 1 млн бар/д», — считают аналитики Energy Aspects.
2. ОПЕК
Неожиданно активное наращивание производства в Северной Америке стало представлять серьезную угрозу для ОПЕК. 13 членов картеля преуспели в стимулировании роста цен благодаря достигнутому в конце прошлого года соглашению об урезании объемов добычи, к которому были привлечены и другие крупные производители, включая Россию. Однако после начального ралли в декабре, цены залегли в боковой диапазон над отметкой $50, где и провели первые 2 месяца 2017 года, игнорируя сообщения о том, что участники сделки в целом соблюдают условия договора.
На заседании, запланированном на 25 мая, ОПЕК придется принять непростое решение. Участники картеля могут продлить срок действия существующего соглашения, и тогда, как считают многие аналитики, во 2-м полугодии объемы запасов, наконец-то, начнут сокращаться. Также они могли бы договориться о дополнительном сокращении объемов добычи, чтобы цены получили более сильный толчок к росту – однако тем самым они практически наверняка снова уступят своим конкурентам еще какую-то долю рынка.
Есть еще один вариант – отказаться от попыток управлять рынком и вернуться к старой доброй ценовой войне. Именно этой стратегии придерживалась ОПЕК в 2015 году, пока низкие цены не начали чересчур болезненно сказываться на зависимых от нефти экономиках стран-членов картеля. Наиболее вероятным представляется первый сценарий, если только единство в рядах участников соглашения не пошатнется под давлением слишком упорного снижения цен.
Саудовская Аравия, крупнейший мировой экспортер, неоднократно заявляла, что не намерена принимать на себя основную нагрузку по выполнению условий договора. Впрочем, вечером во вторник, когда Brent стремилась к отметке $50, Королевство подтвердило свою готовность продолжать соблюдать взятые на себя обязательства по урезанию добычи и «стабилизации мирового рынка нефти» совместно со своими партнерами. Тем временем Россия, крупнейший не входящий в ОПЕК экспортер нефти, пока не проявляет особого энтузиазма в отношении принятия дополнительных мер в условиях активизации сланцевиков. Во вторник Москва заявила, что принимать такие решения еще «слишком рано».
3. Объем запасов
Самой большой текущей проблемой для ОПЕК является факт продолжающегося разрастания объема запасов нефти в США. Собственно, агрессивные продажи прошлой недели начались после того, как Минэнерго сообщило об увеличении запасов в течение 9-й недели подряд до исторического максимума выше отметки 528 млн бар. Хотя ряд аналитиков утверждает, что запасы в других регионах мира повсеместно сокращаются, США на данный момент продолжают поставлять данные, оказывающие гипертрофированное влияние на рынок. Кроме того, Штаты по-прежнему остаются крупнейшим мировым потребителем нефти, что делает их лакомым кусочком и полем битвы между сланцевиками и ОПЕК.
4. Хедж-фонды
После того, как ОПЕК приступила к сокращению объемов производства, инвесторы за первые два месяца этого года увеличили ставку на рост цен на нефть до рекордных размеров. Их чистая длинная позиция по нефти сортов Brent и West Texas Intermediate достигла к 21 февраля 951 млн бар. Однако попытки роста нефти в 2017 г. не увенчались успехом, и в результате поддерживать эту позицию стало затратнее. В этой связи не стало неожиданностью начавшееся сворачивание фондами своих позиций – а после обвала цен в среду эта тенденция, вероятно, усилилась. Как комментирует Оле Хансен, аналитик Saxo Bank, «мы оказались свидетелями ситуации, в которой на 12 спекулятивных лонгов приходился всего один шорт. Подобное положение дел снижает возможности трейдеров оказывать поддержку падающему рынку, поскольку подавляющее большинство оказывается продавцами».
5. Спрос
Если картина по аспекту предложения складывается из множества разнообразных элементов, то ситуацию со спросом отследить проще, и она может дать ОПЕК какое-то облегчение. По прогнозам картеля, в 2017 г. спрос вырастет почти на 1.3 млн бар/д до усредненного значения 96.3 млн бар/д. Хотя рост популярности электромобилей побуждает некоторых крупных отраслевых игроков предупреждать, что в ближайшем будущем спрос на нефть исчерпает потенциал роста, есть и несогласные с этой точкой зрения. Аналитики Morgan Stanley отмечают, что мировой парк традиционных автомобилей увеличивается со скоростью 40 млн в год, что должно обеспечить прирост спроса порядка на 600 тыс. бар/д. Кроме того, рост потребления должно стимулировать более активное использование самолетов, а также рост нефтехимического производства и объемов перевозки грузов. Как комментируют эксперты Morgan Stanley, «нефть является давно разработанным источником энергии, однако пик спроса на нее пока еще не настал».