Не послушали Путина
Международный консорциум, разрабатывающий проект «Сахалин-1», вчера подтвердил подписание предварительного соглашения о поставках природного газа в рамках проекта с китайской госкомпанией CNPC. Хотя официально сахалинские СРП не подпадают под действие закона «Об экспорте газа», который Владимир Путин подписал в середине июля, тем не менее президент лично недавно «запретил» обсуждать самостоятельные поставки газа в Китай. А на прошлой неделе на встрече главы «Газпрома» Алексея Миллера и председателя правления CNPC Чэнь Гэна китайской стороне недвусмысленно намекнули, что «любые поставки газа из России могут быть осуществлены только через единый экспортный канал при условии приоритетного удовлетворения спроса на газ российских потребителей».
В Exxon Neftegas «Времени новостей» заявили, что параллельно «обсуждают с «Газпромом» / «Газэкспортом» возможные варианты поставок трубопроводного газа на северо-восток Китая». Представители российского концерна не смогли подтвердить эту информацию. Однако ранее на совете директоров «Газпрома» менеджмент компании декларировал намерение закупать весь объем газа с «Сахалина-1».
В рамках проекта «Сахалин-1» предполагается разработка месторождений «Чайво», «Одопту» и «Аркутун-Даги» на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Потенциальные извлекаемые запасы этих месторождений составляют около 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров газа. Добыча газа планируется на уровне 10-11 млрд кубометров в год. Из них 3 млрд кубометров законтрактовано «Хабаровскэнерго» и «Хабаровсккрайгазом». Остальной газ Exxon Neftegas собирался экспортировать. Сначала рассматривался вариант с морской трубой в Японию, а после того как японские потребители предпочли сжиженный газ, началась работа с Китаем.
«Соглашение является логическим продолжением Меморандума о взаимопонимании, согласованном компаниями в ноябре 2004 года, — говорится в заявлении оператора проекта. — Как ожидается, это приведет к подписанию официального договора купли-продажи, исполнение которого будут координировать представители консорциума «Сахалин-1» и правительства Российской Федерации».
При этом для всех очевидно, что Белый дом не станет выступать гарантом поставок газа международным консорциумом (даже несмотря на то, что 20-процентная доля принадлежит государственной «Роснефти»). Тем более что думать о продлении сахалинско-хабаровской трубы в Китай губернатору Хабаровского края Виктору Ишаеву запретил лично Владимир Путин. «Мы пришли трубой сюда в Хабаровск, в Хабаровский край. Это газ для внутреннего потребления, — сказал президент на встрече с губернатором в сентябре. — В соответствии с действующим законодательством у России единое экспортное окно. Это — компания «Газпром». Важно, чтобы ни у акционеров, ни у всех заинтересованных лиц не возникло соблазна то, что предусматривается для внутреннего потребления, отправлять за границу».
В Exxon Neftegas это поняли, но все же решили иметь прямое соглашение с китайцами, чтобы не оказаться полностью отрезанными от принятия решений. Выходить на переговоры с «Газпромом», имея за душой такой документ, должно быть проще. С одной стороны, можно выторговать более выгодные условия продажи сырья в единый экспортный канал, с другой — добиться в принципе ускорения газовой части проекта, ведь и заинтересованный в этом Пекин сможет слегка подталкивать Москву к более активному продвижению планов по экспорту газа по восточному коридору. По материалам «Время новостей».