Намерения Белоруссии построить новый мощный НПЗ и перейти на венесуэльскую нефть вызывают сомнения экспертов
Александр Лукашенко опять начал пугать Россию прекращением закупок российской нефти. Он даже надеется, что Арабские Эмираты построят ему завод. Эксперты считают, что такой завод никому не нужен, а заявления президента объясняются желанием поторговаться с Россией.
«Белорусы не будут стоять на коленях», – заявил Александр Лукашенко. По словам белорусского президента, республика должна быть готова к тому, чтобы закупать нефть у дальних поставщиков. Причем Лукашенко добавил, что в случае какого-либо форс-мажора Белоруссия будет закупать нефть даже по высоким ценам, но в любом случае будет нефтью обеспечена.
Заявления Лукашенко связаны с тем, что Белоруссия, по его словам, уже значительно продвинулась в диверсификации нефтяных поставок. В частности, Лукашенко отметил перспективы нефтедобычи в Венесуэле («Газета.Ru» недавно писала об этом) и поставок из Азербайджана.
По словам президента Белоруссии, везти нефть из Венесуэлы не обязательно.
«Нефть можно обменять на деньги на месте, привезти их в Белоруссию и уже затем купить нефть там, где выгодно», – отметил Лукашенко и добавил, что, например, китайцы добывают нефть в Венесуэле, несмотря на то что Китай вдвое дальше от этой страны, чем Белоруссия.
При этом президент республики отрицает, что заявления Белоруссии о диверсификации поставок являются политическим пиаром, призванным оказать давление на Россию. «Процесс диверсификации пошел, и россияне поняли, что мы можем заместить их поставки, – заявил Лукашенко. – Но мы ни в коем случае не намерены использовать это как рычаг против России».
Аналитики, однако, не советуют Лукашенко особенно обольщаться. «Нужно понимать, что и Венесуэла, и Азербайджан при поставках нефти в Белоруссию будут соблюдать в первую очередь собственные интересы и себя не обидят, – указывает аналитик ИК Rye,Man & Gor Securuities Константин Черепанов. – Нельзя сказать, что замена поставщика спасет Белоруссию, потому что новый поставщик будет продавать нефть дешевле. Нефтяной рынок саморегулируется, никто не станет продавать нефть себе в убыток, поэтому цены все равно будут примерно одного уровня». А вот эксперт ИК «АТОН» Артем Кончин считает, что в сотрудничестве Венесуэлы и Белоруссии превалирует скорее политическая составляющая, нежели экономическая:
«Государственный строй Венесуэлы весьма схож с белорусским. Очевидно, Белоруссия рассчитывает на какие-то политические дивиденды».
«Сотрудничество ведется не на уровне частных компаний, для которых главное – прибыль, а на уровне госструктур, которые для получения политической выгоды могут поступиться экономической».
Несмотря на собственное заявления о том, что давить на Россию Белоруссия не собирается, Лукашенко не преминул напомнить, что может потерять наша страна, прекратив поставки. «Россияне не настолько глупы, чтобы заставить нас привозить чью-то нефть. Они могут потерять рынок нефтепродуктов в центре Европы, – заявил белорусский президент. – Но самое страшное для них, что они не смогут перерабатывать свою нефть на наших заводах». После этого заявления Лукашенко сообщил, что Белоруссия намерена построить еще один крупный НПЗ. «По просьбе ОАЭ мы думаем о возможности строительства в Белоруссии крупного нефтеперерабатывающего завода», – передает РИА «Новости» слова президента.
Эксперты считают, что Россия от отсутствия доступа к белорусским заводам не пострадает. «Действительно, наши компании перерабатывают свою нефть на белорусских НПЗ, однако эти объемы несущественны, – объясняет Константин Черепанов. – Вероятнее всего, если доступ к НПЗ Белоруссии будет действительно перекрыт, попросту возрастет нефтепереработка внутри России, так как сейчас для этого у нас хорошая конъюнктура внутреннего рынка».
С некоторым недоверием специалисты отнеслись и к идее Лукашенко о строительстве нового мощного НПЗ. «Возникает вопрос – будут ли достаточными объемы поставок сырья на этот завод? – сомневается Артем Кончин. – Кроме того, сейчас в Европе наблюдается общая тенденция к снижению рентабельности НПЗ, так как заводов уже достаточное количество, и предложение практически сравнялось со спросом. Кроме того, на рентабельности нефтепереработки сильно сказались скачки нефтяных цен», — пишет «Газета.ру«.