Налоговый маневр в нефтянке обойдется в $10 млрд

Налоговый маневр в нефтяной отрасли, который должен стать ответом на создание Евразийского экономического союза, обойдется российским нефтеперерабатывающим заводам в $2,4 млрд в год, дополнительные $3,4 млрд придется выложить промышленным потребителям топлива, подсчитали аналитики «ВТБ Капитала».
Варианты налогового маневра в нефтяной отрасли должны быть просчитаны уже в понедельник, такое поручение давал вице-премьер Аркадий Дворкович. В интервью ИТАР-ТАСС он рассказал, что вариантов два, и лишь один из них предполагает, собственно, маневр.
Это вариант Минфина, он предлагает форсированное снижение экспортной пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла – более чем наполовину в 2016 г. Компенсировать выпадающие доходы бюджета министерство предлагает повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в 2 раза: до 1005 руб. на тонну в 2016 г. против текущих 493 руб. Повышение цен на внутреннем рынке будет сдерживаться с помощью существенного снижения акцизов. Об этом сообщает РБК.
Альтернативный вариант – более растянутое по времени изменение графика изменение пошлин и НДПИ, пояснил Дворкович. По подсчетам Минэнерго, такой маневр может завершиться после 2018 г., до этого момента НДПИ будет расти, а экспортные пошлины – снижаться незначительными темпами. В Минэнерго отказались комментировать свои предложения.
Налоговый маневр обсуждался дважды, окончательных решений пока не принято. Какими бы они не были, за снижение экспортной пошлины «кто-то должен заплатить: либо потребители, либо бюджет, либо нефтяники», говорит РБК директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин. Четвертого не дано, поэтому маневр и дается нелегко, поясняет он.
Аналитики «ВТБ Капитала» считают, что за форсированный нефтяной маневр по схеме Минфина заплатят переработчики нефти и промышленные потребители топлива в России. По их оценкам, самую большую сумму – 6 млрд долларов – будут терять в год белорусские НПЗ. Но на такую сумму сейчас перечисляет Минск экспортную пошлину на нефтепродукты в российский бюджет по двусторонним договоренностям.
Суммарная нагрузка на российских производителей вырастет больше – они почувствуют на себе повышение НДПИ в виде более высоких цен на нефть. Независимым НПЗ маневр обойдется в $2,4 млрд в год, промышленные потребители топлива, прежде всего, электростанции, и покупатели темных нефтепродуктов (бункеровочный бизнес) будут вынуждены платить больше на $1,9 – 3,4 млрд. Авиакомпании потеряют $1 млрд, $1,3 млрд – нефтехимики, $1,5 млрд – переработчики газового конденсата, такие как СИБУР. Итого – $8,1-9,6 млрд. Из числа вертикально интегрированных нефтяных компаний нагрузка вырастет на «Башнефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, прогнозируют эксперты. А вот такие компании как «Татнефть» и «Сургутнефтегаз», в структуре производства которых доминирует добыча нефти, но мало переработки, могут оказаться даже в выигрыше.
Это устранит «перекосы» на внутреннем рынке, возникающие из-за пониженных цен на нефтепродукты вследствие высоких пошлин, считают в Минфине. С другой стороны, устранение таких «перекосов» может привести к чрезмерному и весьма болезненному для потребителей росту цен внутри страны. Чтобы этого не допустить, помимо повышения НДПИ придется снижать акцизы на нефтепродукты, рассуждает Трунин. И это тоже проблема, поскольку акцизы «закреплены в виде источника для формирования дорожных фондов».
Новых совещаний по налоговому маневру пока не назначено, сказала РБК пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина. Вице-премьер не исключил, что этот вопрос будет обсуждаться на заседании президентской комиссия по стратегическому развитию ТЭК в Астрахани.
Нефтяной маневр – вынужденная мера. Сохранение экспортной пошлины на действующем уровне, с учетом достигнутых договоренностей с Белоруссией и Казахстаном по созданию Евразийского экономического союза с последующей отмены белорусской схемы, означало бы субсидирование белорусской экономики из российского бюджета на 180-200 млрд руб. в год, говорит Трунин.
Еще одна проблема — что делать со льготами по НДПИ, которые с ростом этого налога станут более чувствительными для бюджета. Параметры этих льгот придется пересматривать, а это пугает нефтяников, отмечает Трунин. Еще одно их опасение связано с тем, что ФАС и другие регуляторы не позволят поднимать цены на внутреннем рынке до экономически обоснованного уровня. Также нужно думать над компенсацией дополнительных издержек потребителям неподакцизных нефтепродуктов: авиакеросина, прямогонного бензина для нефтехимии.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
В Финляндии рассказали о проверке танкеров, якобы перевозящих нефть из РФ
Финляндия не нашла проблем со страховкой танкеров, якобы перевозящих нефть из РФ
Нефть. Цены по сортам на 23 декабря 2024
В октябре 2024 года Евросоюз установил рекорд по закупкам российской нефти, достигнув максимальных показателей с февраля.