Налог на дополнительный доход проще НФР: никакого «дохода» просто НЕ БУДЕТ
Не успели мы разобрать новацию Минэнерго – проект закона о налоге на финансовый результат (НФР), как Минфин вышел с альтернативнымпроектом налога на «добавленный доход» (НДД). Коротко разберем, в чем состоит цель и суть предлагаемого закона.
Первая цель его в том, чтобы облегчить нефтянику процесс разбуривания новых месторождений. Для этого ставка НДПИ снижается до 30%, а все остальные налоги сохраняются. Как только компания окупит затраты с минимальной прибылью (6%), включается счетчик, и все последующие «дополнительные доходы» будут облагаться по ставке 70%. Это прекрасно. Все рукоплещут.
Но есть и вторая цель. Она в том, чтобы изъять у компании «сверхдоходы», которые образуются от очень прибыльных месторождений. К примеру, на Ванкоре высочайшая продуктивность скважин, суммарные затраты на добычу барреля в начальный период не превышают $10. Даже при полном налогообложении и нынешних нефтяных ценах это сулит рентабельность продаж порядка 40%. Сейчас с таких доходов нефтяник платит обычный налог с прибыли — 20%. А будет 70%. Пусть не так много у нас богатых залежей, но они есть. В Восточной Сибири. На шельфе. Дальний Восток еще толком не разведан.
Теперь протестируем проект закона тремя вопросами. Первый: есть ли в мире аналоги такого закона или мы его сами за обедом придумали? Депутат и глава комитета Думы говорит, что есть. Я обыскал весь интернет и не нашел. Точно знаю, что в США, Канаде, Индии, странах Ближнего Востока такого закона нет. Где же его искать, может быть, на Мальдивах?
Второй вопрос еще проще: где, в какой Стране Дураков еще сохранились налоги со ставкой 70 %? Специально проверил — нет такой страны. Давным-давно в Швеции ставка подоходного налога достигала 75%, в результате весь бизнес дружно перерегистрировался в других странах. Наш коммунист-академик Абалкин в 90-е годы вводил подобный налог на зарплату, но он быстро сгинул в лету вместе с автором. Недавно во Франции стоило президенту Олланду заикнуться про такое же повышение налогов, как Жерару Депардье сразу понравилась Россия с ее ласковым налогообложением.
Представьте себя директором добывающего предприятия. Будете Вы отдавать 70 % за то, что ударно поработали? Да ни в жисть. Вы найдете десяток шустрых подрядчиков, закажете им самые современные исследования скважин по самым высоким, но вполне обоснованным ценам. Вы будете иметь неожиданные аварии, которые будут очень долго ликвидироваться. И наконец, необходимые 30 % доходов можно без особого труда получить в виде простецких откатов.
Третий вопрос у меня традиционный: как реагируют на проект НДД наши неугомонные говоруны либерального пошиба, любители и потребители западных грантов? Клянут они его? Вдрызг критикуют? Нет. Тихо сидят, ожидая, что Россия еще раз наступит на привычные законотворческие грабли. Сколько мертворожденных законов мы уже пережили за 25 лет? Имя им ЛЕГИОН.
Можно было бы еще сотню более мелких придирок выдать к закону об НДД, но остановлюсь только на одной небольшой проблеме. Инвестиции прошлых лет надо учитывать в балансе доходов с поправкой на инфляцию. Понятно, что индекс потребительской инфляции тут не годится, все же мясо дорожает не так, как стальные трубы. Статистика рассчитывает индекс цен промышленности. Но и тут есть проблемы: компьютеры в рублях дорожают слабо, импортные генераторы – сильно, но промышленность использует намного больше компьютеров, чем генераторов. Надо бы использовать индекс цен нефтяных подрядчиков. Только где его взять? К тому же инфляция на Ямале совсем не та, что на Кубани. Годами будут бодаться бухгалтеры на этой плодородной ниве….
Так что за судьбу закона о НДД я абсолютно спокоен. Не будет никакого «дополнительного дохода». Будет очередная бюрократическая возня, надувание щек, победные реляции вначале и тихое молчание в конце. И опять за очередной маниловский прожект авторы получат хорошую зарплату, а отвечать за свой брак не будут НИКАК.
Однако, читатель вправе сказать: что ж это ты все критикуешь да критикуешь? А слабО предложить что-то другое, толковое? А я и предложу. Пусть это будет называться так: 8 заповедей про налогообложение природных ресурсов. Вот они:
1. Налог на добычу полезных ископаемых – это форма взимания ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ. Она создана поколениями наших предков, которые осваивали тундру и тайгу, северные моря и южные горы. Пока мы продаем нефть за границу, обнулять ренту для новых месторождений нельзя. Это будет льгота добытчику и иностранцам за счет всех россиян.
2. Природная рента не может зависеть от «конечного результата». Допустим, доверим мы месторождение разгильдяю или жулику (примеров в практике хватает), он его угробит или уворует, и какой с него спрос? За всю свою паскудную жизнь он не отработает и малой доли того, что испортил. Всякие эти «финансовые результаты» и «дополнительные доходы» заведомо иллюзорны. Они хороши, чтобы обосновать льготу, а там либо хан умрет, либо ишак сдохнет….
3. Размер природной ренты может зависеть ТОЛЬКО от качества запасов. Вот тут России и нужно научиться это качество оценивать и в зависимости от него (один раз и надолго!) установитьразличные ставки НДПИ.
4. В мире вопрос оценки запасов давно решен, потому что она делается там и в баррелях (тоннах) и в долларах (либо иных валютах). Цена запасов там приравнивается к их доходности. Есть, скажем, запасы, приносящие доход $20-40 на каждый добытый баррель. Это очень выгодно, с них можно брать налог в размере половины этого дохода. Изредка можно и больше. А есть запасы с доходностью в 2 долл./барр., с них больше $1 никак не возьмешь.
5. По мере истощения месторождения цена оставшихся запасов будет снижаться. Можно и нужно пересматривать цену запасов каждые 10-15 лет, чтобы иметь основу для изменения ставки налога.
6. Не надо опасаться, что компании будут ЗАНИЖАТЬ цену своих запасов. Это их главный актив, под них они получают кредиты и котируются на фондовых рынках.
7. Не надо опасаться, что компании будут ЗАВЫШАТЬ цену своих запасов. Это сейчас они этим балуются, часто в рекламных целях. А если это повлечет за собой рост ставки НДПИ, то будут стремиться к точным оценкам.
8. На старых, давно уже выработанных месторождениях цена запасов может быть даже отрицательной. Добыча там чревата некоторыми убытками. Вот тут и придет время для ДРУГИХ ЛЬГОТ, освобождения от других налогов (на имущество, инвестиции), потому что это послужит повышению отдачи недр, более рачительному их использованию.
А теперь у меня есть вопрос к правительственным чиновникам: какие будут у Вас возражения? Или слабО?
Автор: Александр Хуршудов, эксперт АНГИ