Надо бояться не “оранжевой революции”, а сланцевой
Падение нефтяных цен ударило наконец-то по главным виновникам переизбытка черного золота на мировом рынке – компаниям, занимающимся разработкой сланцевых месторождений. Означает ли это конец сланцевой революции?
В последнее время с американских нефтяных полей приходят радостные для нефтедобывающих стран – а стало быть, и для нас – вести. Количество работающих буровых установок в Штатах неуклонно сокращается (за три месяца – минус 20%). Ряд компаний, специализирующихся на сланцевой нефти, объявили о финансовой несостоятельности. По мнению многих экспертов, это первые ласточки: отрасль ждет целая волна банкротств, после чего цены, по идее, должны вновь устремиться в горние выси. Насколько это важно для России, долго объяснять не надо. Достаточно сказать, что на нефть и привязанный к ней по цене газ приходится две трети экспорта и более половины доходной части бюджета. При падении нефтяных цен всего лишь на один доллар за баррель казна теряет 2,2 млрд долларов.
Однако ждать, что все вернется на круги своя, не стоит, предупреждают специалисты российского Института энергетики и финансов.
Америка спокойно переживет падение цены до 50 долларов за баррель, доказывает в своем свежем докладе сотрудник института Николай Иванов. Даже если стоимость барреля продержится на этом уровне целый год, добыча снизится, по расчетам эксперта, не более чем на 500 тыс. баррелей в сутки, что явно недостаточно для перелома ситуации на рынке.
Для справки: на сегодня в США добывают 11,81 млн баррелей в день. К концу прошлого года США вышли в мировые лидеры нефтедобычи, отодвинув на второе место Россию (10,93 млн баррелей в сутки). Ну а по добыче газа они обогнали нас еще пять лет назад. При этом в обоих случаях рывок достигнут за счет сланцевых технологий. Они обеспечили 100% прироста добычи газа и порядка 95% – нефти.
“Сланцевая революция только начинается, – заявляет Николай Иванов. – Это вопрос технологий. Добыча будет расти даже при нынешних ценах на нефть”.
В качестве подтверждения эксперт приводит недавнюю ситуацию на американском газовом рынке: в 2012 году он пережил резкое падение цен. “Критики тогда говорили, что американцы добывают сланцевый газ себе в убыток, что рыночная цена вдвое недотягивает до себестоимости добычи”, – вспоминает Иванов.
Тем не менее американцы нашли выход из положения. На тех же самых месторождениях они находили участки и горизонты, на которых добыча оставалась рентабельной даже при минимальных ценах. Сегодня, по словам эксперта, то же самое происходит с нефтедобычей. Короче говоря, резюмирует Иванов, сланцевая добыча очень маневренна и с географической, и с экономической точек зрения. При этом сланцевая нефтедобыча становится все менее вредной для окружающей среды. На сегодняшний день главным барьером для развития сланцевой нефте- и газодобычи являются как раз опасения экологов. Но, по мнению Николая Иванова, новые, усовершенствованные технологии в значительной мере решили эту проблему. Впрочем, эксперт не берется утверждать, что любая сланцевая добыча априори экологически безвредна: “Всякую работу можно делать хорошо или плохо, грязно или чисто”.
Главное последствие сланцевой революции – то, что Америка, считавшаяся крупнейшим мировым импортером углеводородов (в прошлом году пальма первенства перешла к Китаю), готова перейти на самообеспечение и даже начать продавать излишки. Это грозит масштабными потрясениями для всего мирового энергетического рынка, как это было в 2010 году. США прекратили импортировать газ – в итоге танкеры с ненужным американцам сжиженным газом поплыли в Европу, обрушив там цены, что в конечном счете сказалось и на доходах российского газового монополиста. Европейские клиенты Газпрома потребовали снижения цен по трубопроводным контрактам, и в большинстве случаев тот вынужден был пойти им навстречу. Кроме того, подешевевший газ здорово сбил цены на уголь.
А в 2014 году “сланцевая волна” накрыла и нефтянку. Резкое сокращение Штатами импорта черного золота привело к существенному превышению предложения над спросом на мировом рынке. Сегодня добывается примерно на 2 млн баррелей больше, чем нужно, что и отразилось на нефтяных котировках.
Словом, революция продолжается.
КСТАТИ
В феврале Абрамович инвестировал в компанию Novas Energy USA, которая продвигает новую технологию добычи сланцевой нефти. Эта технология позволяет добывать газ и нефть без ущерба для экологии.