Набиуллина посоветовала не ждать снижения цен на бензин
Цены на бензин в России, взлетевшие на 11% с начала года, вряд ли когда-либо вернутся на прежние уровни. Об этом в интервью Reuters заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина.
По ее словам, предпринятые правительством экстренные меры по снижению акцизов, на которые приходится около 50% в конечной цене топлива для потребителей, в лучшем случае сможет остановить дальнейшее подорожание бензина.
«Если брать расчетный прямой эффект, то такое снижение акцизов на бензин и дизельное топливо должно было бы привести к снижению цен по этим товарам где-то на 4-5 процентов», — сказала Набиуллина, добавив, что «скорее всего, этого не произойдет».
«В розничной торговле нефтепродуктами сейчас достаточно низкая маржа», — объяснила она: снижение налоговой нагрузки лишь позволит розничным продавцам бензина и дизельного топлива вернуть упущенную прибыль.
«На наш взгляд, лучшим сценарием в этой ситуации может быть то, что остановится рост цен», — сказала Набиуллина.
Напомним, цены на бензин начали расти после январского повышения акцизов на 50 копеек за литр, с помощью которого Минфин планировал собрать с автомобилистов 50-60 млрд рублей на программу развития полуострова Крым.
Рекордный рост оптовых цен был зафиксирован в апреле, в мае взлетели цены на заправках. По данным Thomson Reuters Kortes, АИ-92 в рознице с 28 мая по 1 июня 2018 г. в среднем по стране подорожал на 94 копеек до 41,7 3 рубля за литр, дизельное топливо — на 89 копеек до 44,48 рубля за литр.
В ответ правительство приняло решение акцизы с 1 июня 2018 года на 3 тысячи рублей за тонну бензина и на 2 тысячи рублей за тонну дизельного топлива, а также пообещало рассмотреть возможность отмены запланированного на июль повышения акцизов еще на 50 копеек за литр.
Фундаментальные проблемы внутреннего рынка это не решит, а дальнейший налоговый маневр в нефтяной отрасли приведет к тому, что цены на бензин взлетят в 1,5 раза в ближайшие 6 лет и сравняются с мировыми, предупредила 5 июня «Роснефть».
Правительство отменяет экспортные пошлины на нефть и заменяет их увеличенным налогом на добычу, а именно пошлины служат «инструментом защиты внутреннего рынка», объясняла компания: при реализации нефти на НПЗ внутри страны нефтяники их не платят, что делает топливо дешевле.
Истинной причиной взлета цен на топливо является монополия на российском рынке, говорит директор Института энергетической политики Владимир Милов: 80% продажи топлива контролируют четыре крупнейших компании — «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и ЛУКОЙЛ.
Две из них напрямую контролируются государством, еще две — условно частные.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 4 по 8 июня 2018.