На рынке не хватает автомобильного бензина
Спотовые цены на нефтепродукты в первую рабочую неделю продемонстрировали достаточно уверенный рост: по светлым нефтепродуктам наибольший рост показали дизельное топливо летнее — (+9.3%) до 12 089 руб./т и дизельное топливо зимнее — (+7.1%) до 15 587 руб./т, но самый резкий скачок цен отмечен по топочному мазуту — (+31.1%) до 3 146 руб./т в среднем по РФ. Мониторинг российского рынка показал, что к середине января на свободном рынке значительно сократилось предложение по дизельным сортам и топочному мазуту. Так, напряженная ситуация по дизельному топливу зимнему сложилась на Самарской группе НПЗ, в связи с чем все объемы направлены на сбытовые предприятия «Роснефти» для дальнейшей реализации исключительно через розничную сеть компании. ОрскНОС, а также заводы ТНК-ВР также приостановили реализацию на свободный рынок.
На рынке бензинов в течение недели также была информация о недостатке свободных объемов по отдельным маркам. Наиболее ощутимое ограничение объемов отмечено по А-76/80, а по А-92/93 оно присутствовало в меньшей степени. Тем не менее, наибольший рост спотовых цен выявлен именно на А-92/93 на 3.3% до 10 833 руб./т, в то время как А-76/80 повысился только на 1.8% до 10 768 руб./т. Данное противоречие объясняется тем, что у многих производителей, а вслед за ними и трейдеров, цена на низкооктановую марку оказалась выше, чем на А-92/93, что сделало закупку А-76/80 менее выгодной. Такая ситуация сложилась на заводах НК «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, Самарской гр. НПЗ, ОрскНОС, ТАИФ НК и Уфимской гр. НПЗ, на СалаватНОС эти марки бензинов предлагаются в одном диапазоне цен. Несмотря на это, к концу недели на Уфимской гр. НПЗ купить свободные объемы этих марок даже по ценам на начало недели оказалось практически невозможно. Предложений на региональном рынке почти нет, а цена предложения, в частности, по А-92/93 в течение недели повысилась в среднем на 23% до 10500 — 11000 руб./т.
Что касается автобензинов А-95/96 и А-98, то в начале прошлой недели динамика изменения цен сохранялась разнонаправленной при том, что снижение все-таки преобладало, сообщает портал «Аи-92». Однако к концу недели цены у большинства продавцов практически стабилизировались, что по итогам недели привело к снижению темпа удешевления на А-95/96 и А-98 до (-1.1%) и (-1.4%) соответственно. В настоящее время ограничения свободных объемов по этим маркам нет.
Среди факторов роста, поддержавших российский рынок в первую половину января 2009 г., стало повышение мировых цен на нефть на фоне снижения с 1 января таможенных пошлин. Так, если в декабре средняя цена на нефть марки Brent dtd. составляла $41.26/барр., то за 15 дней января её стоимость возросла до $44.91/барр, что в целом улучшило экспортную альтернативу, а поскольку на внутреннем рынке в этот период преобладает слабый спрос, продавцы отдали предпочтение внешним рынкам. Поддержку повышенному спросу на топочный мазут и дизельное топливо оказали также холода в европейских странах и проблемы с транспортировкой российского газа через территорию Украины. Кроме того, увеличение цен на внутреннем рынке нефтепродуктов дополнительно стимулируют сообщения о возможном повышении цен на нефть в феврале и новом снижении с 1 февраля экспортных пошлин: на нефть до $100.9/т, на светлые нефтепродукты — $80.3/т, на темные — $43.2/т. Правда, в этом случае имеет смысл оговориться, так как торги еще не начаты, а мировая цена на нефть продолжает оставаться волатильной.
На Володарской ЛПДС в начале недели наблюдалось активное снижение цен. По состоянию на 12 января А-76/80 снизился относительно 11 января на (-6.0%), А-92/93 на (-1.9%), Аи-95/96 на (-2.9%), дизтопливо летнее на (-6.8%), присадка EN590E на (-1.3%). Однако уже 13 января трейдеры заговорили об отсутствии у них объемов А-76/80 и повышении цен на другие виды нефтепродуктов. В результате по итогам недели цена на А-76/80 составила 11 300 руб./т, а рост относительно 12 января составил (+5.2%), при этом объемов на рынке не появилось. Автобензин А-92/93 вырос на (+3.5%) до 12 280 руб./т, а дизельное топливо летнее на (+13.7%) до 12 450 руб./т. Снижение отмечалось только на Аи-95/96 на (-3.6%) до 17 500 руб./т относительно 12.01 и присадку EN590E на (-2.6%) до 15 125 руб./т. Однако трейдеры полагают, что на следующей неделе повышение цен может затронуть и эти виды нефтепродуктов, поскольку на рынке спрос достаточно высокий. Так, на дизельное топливо летнее 16 января цена в первой половине дня была в диапазоне 11 500-11 800 руб./т, а к вечеру предложения остались только по 12 500 руб./т.
Бензин АИ-92
19 января на Торговой площадке eOil.ru стоимость бензина марки Аи-92 заметно увеличилась. Так, средневзвешенная цена продажи выросла на 983 руб./т. и составила 1000 руб. за тонну при сокращении объема предложения на 0,5 тыс. тонн до уровня 0,06 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки выросла на 600 руб./.т. и составила 9 400 руб. за тонну при увеличении объема спроса на 0,5 тыс. тонн до уровня 2 тыс. тонн.
Дизельное топливо (зимнее)
19 января на Торговой площадке eOil.ru стоимость дизтоплива зимнего не изменилась. Так, стоимость продажи составила 15 200 руб. за тонну, объем предложения — 0,1 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки сохранилась на прежнем уровне и составила 13 806 руб. за тонну при стабильном объеме спроса составил 0,96 тыс. тонн.
P.S. Цены на нефть в Нью-Йорке упали ниже отметки 35$ за баррель в связи с предположением, что продолжающееся снижение темпов экономического развития станет причиной отрицательного спроса на топливо второй год подряд. Аналитики настойчиво уменьшают прогнозы спроса на нефть. Так, компания Goldman Sachs Group Inc. сократила прогноз на 1.6 миллионов баррелей в день, что более чем втрое превышает снижение величины МЭА. На что министр нефти Алжира сказал, что ОПЕК придется продолжить сокращать добычу, сели цены продолжат падать. По словам аналитиков, спрос падает быстрее, чем ОПЕК сокращает добычу, и пока группа будет отставать на шаг, нефть будет дешеветь. На прошлой неделе цена на американскую нефть упала на 11%, что было вызвано растущими запасами и прогнозами МЭА и ОПЕК. (подробнее см. http://www.eoil.ru/news/33352)