На Алтае из опилок выжмут бензин

Барнаульская компания «Алтайагромаш» намерена построить в Алтайском крае завод по производству моторного топлива стоимостью около 2,5 млрд рублей, сообщил технический директор компании Александр Цеханович. Партнерами по проекту выступают научные и промышленные организации, в частности, ОАО «Уралхиммаш» (Екатеринбург), ЗАО «Коксохиммонтаж» (Заринск), ИПЦ «Алтай» (Бийск).
ООО «Алтайагромаш» объединяет производителей сельхозтехники, сельхозагрегатов и запасных частей Алтайского края, в частности, для организации выставок и сбыта продукции.
«Сырьем для производства моторного топлива станут бессортные древесные отходы», — пояснил Цеханович, особо отметив, что вырабатываемое топливо будет соответствовать международным и государственным стандартам экологической чистоты и может использоваться без изменения топливной системы двигателей. По его словам, промышленную площадку планируется расположить в Первомайском районе.
«На сегодняшний день готово технико-экономическое обоснование проекта и научно-технические расчеты, отведены земли. Строительство начнется, как только определимся с инвестором», — сообщил далее производственник, пояснив, что планируемая производственная мощность завода – 70 тысяч тонн топлива в год.
Завод по производству биотоплива — один из 19 крупных инвестиционных проектов, реализация которых предусмотрена одобренной в конце прошлого года на федеральном уровне концепцией по «Комплексному развитию Алтайского Приобья». Общая сумма вложений в рамках комплексного развития края составляет более 590 млрд. рублей, из которых 40% — это государственные инвестиции, 60% — средства компаний.
Естественно, все эти проекты претендуют на средства Инвестфонда, хотя известно, что секвестр госбюджета в первую очередь будет произведено за счет инвестпрограмм. Отметим, что ранее стоимость строительства этого завода оценивалась на уровне 1,99 млрд рублей.
Напомним, что биотопливо производится как из пищевого сырья, так из прочей биомассы. На основе сахарного тростника, зерна, свеклы и кукурузы производится биоэтанол, тогда как из растительных масел и животных жиров вырабатывают биодизель. Из целлюлозы, а также соломы, травы, опилок и прочей биомассы также вырабатывается этанол, добавление которого в бензин способствует его более полному сгоранию и уменьшению выброса окиси углерода на 30%. Такая смесь (E10) используется в США более 25 лет. При этом в США и Европе многие автопроизводители давно продвигают на рынок автомобили использующие биоэтанол и биодизель (В7). Правда, непищевой биоэтанол пока более дорогостоящий.
Всего в США в настоящий момент работает 134 завода по производству биоэтанола, которые в 2007 году произвели более 20 миллионов тонн. В 2008 году велось строительство и расширение производства на 77 заводах, а производство биоэтанола выросло на 15 млн тонн. В Европе законодательно приняты нормы, согласно которым доля используемого биотоплива должна к 2010 году увеличиться до 5,75%.
Как отметил президент Российской национальной биотопливной ассоциации Алексей Аблаев, в мире сейчас реализуется более 60 проектов по строительству заводов по производству биотоплива. Например, в проект строительства завода в Канзасе по производству биоэтанола из соломы мощностью 34 тысячи тонн инвесторы вкладывают 76 млн долларов. В среднем запуск такого производства в США сейчас обходится в 70 млн долларов, что вполне сопоставимо сравнимо с предполагающимися затратами на алтайский проект.
Как напомнил Алексей Аблаев, Советский Союз был пионером в области производства биотоплива. В конце 60-х годов в СССР впервые в мире были созданы промышленные производства биотоплив из биомассы (биоводород, биометан, биобутанол, биоацетон и биоэтанол), однако из-за снижения цен на нефть в 80-е—90-е годы производство биорастворителей стало неконкурентоспособным сравнительно с бензинами.
Технологически освоенный российскими предприятиями биобутанол на Западе рассматривается как перспективный вид биотоплива нового поколения. Во-первых, его энергетическая ценность ближе к таковой у бензина и он может добавляться к обычному бензину или бензину, содержащему этанол, в более высоких концентрациях чем последний без переделки двигателя (в перспективных разработках до 16% от объема бензина). Во-вторых, его продажа потребителям может опираться на уже существующую заправочную инфраструктуру.
Всего в России действовало примерно 40 заводов, которые производят биоэтанол, в том числе и из древесных отходов, который в основном используется в качестве сырьевого компонента для изготовления каучуков. Но ни один из них не производит моторное топливо. «Кировский биохимический завод, вырабатывающий биоэтанол, успешно функционирует более 35 лет. И это, и аналогичное производства могли бы успешно работать и на топливный рынок, но до сих пор по ряду причин этого не происходит», — заявил Алексей Аблаев.
По его словам, тот факт, что финансирование проекта на Алтае осуществляется при поддержке Европейского банка реконструкции и развития, является в условиях кризиса надежной финансовой основой его завершения. Однако это не снимает проблему дальнейшей финансовой состоятельности проекта, окупаемости которого препятствует несовершенство законодательства, приравнивающего биотопливо к спирту. Поэтому, по мнению эксперта, требуется законодательно выделить биотопливо как отдельный вид топлива с тем, чтобы оно не подпадало под действие федерального закона об обороте этилового спирта.
Отметим также, что безакцизный экспорт российского биоэтанола разрешен на Запад и в Японию, но внутренний рынок этого топлива в стране и соседних странах СНГ пока не развит. Например, в граничащем с Алтаем Казахстане костанайское ТОО «Содружество» недавно отказалось от производства биодизеля из рапса. Основной причиной закрытия проекта мощностью 12 тысяч тонн послужила проблема сбыта биотоплива.
Единственное, с чем не должно возникнуть проблем — это сырье. По данным краевого управления лесами, на Алтае ежегодно добывается 3 млн кубометров древесины, и из-за неразвитости глубокой переработки 60% древесины остается гнить. По словам Александра Цехановича, для производства запланированных объемов биоэтанола потребуется 650 тысяч кубометров древесины в год. При этом будет использоваться и товарный, и буреломный, и сухостойный лес, что обеспечит 100-процентную глубину переработки древесины. После прохождения предполагается засаживать «выкошенные» площади для последующего воспроизводства.
Однако как считает замдиректора ООО «Топливно-энергетический независимый институт» Сергей Ежов, в масштабах страны массовое производство биоэтанола из древесных отходов менее перспективно, чем, например, в Бразилии, где воспроизводства биомассы идет более быстрыми темпами.
В целом, по его мнению, развитие таких производств и технологий в России может быть эффективно только при поддержке государства. Ограничивающим фактором является также наличие больших объемов нефтегазовых ресурсов. «Для нас такие проекты являются менее важными, чем для стран ЕС, США или Японии, которым надо избавляться от нефтегазовой зависимости», — считает эксперт.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Российская нефть вновь начала поступать в Белоруссию (Видео)
Возобновление поставок нефти из России в Белоруссию по нефтепроводу «Дружба» произошло в субботу. Об этом сообщает госагентство Белта.
В Словакии раскритиковали идею Зеленского по транзиту российского газа (Видео)
Против антироссийских санкций выступили и в Братиславе. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо назвал ограничения ЕС в отношении атомной энергетики неприемлемыми и пригрозил их заблокировать.