Мы готовы исполнить поручение председателя правительства
Интервью, Анатолия Рабиновича – Генеральный директор ООО «Управляющая компания «ТРАСТ», экс-советник руководителя ФАС России.
Oilexp.ru: — Анатолий Евгеньевич, расскажите нам, пожалуйста, почему вы считаете необходимым создание некоммерческого партнерства, которое будет проводить мониторинг цен на рынке нефти и нефтепродуктов, разрабатывать правила и порядок организации биржевой и внебиржевой торговли? Достаточно ли принятых нормативных документов для реализации этой задачи?
— Еще в 2007 году вышло Постановление Правительства №350 от 5 июня «Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи». В нем было предусмотрено создание соответствующей структуры, а именно Некоммерческого Партнерства «Центр по развитию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами» (п.4. Постановления Правительства). Эта саморегулируемая организация участников нефтяного рынка и наделялась функциями мониторинга за ценами на рынке, правилами и порядком организации биржевой торговли. Однако чиновники данное Постановление не исполнили.
Oilexp.ru: — А Вы в то время чем занимались?
— В то время при Председателе комитета по энергетике в Государственной Думе я возглавлял рабочую группу, которая разрабатывала концепцию организации биржевой торговли нефтепродуктами и рассматривала возможности товарных интервенций Росрезерва на этом рынке.
Oilexp.ru: — В 2007 году?
Да, в 2006-2007 году. Работа продолжалась два года и закончилась подписанием официального документа. После того, как вышло постановление о создании некоммерческого партнерства и о выборе площадки, мы со всеми нефтяными компаниями России, крупнейшими потребителями нефтепродуктов, полгода обсуждали и согласовывали устав. Но так как российские чиновники не исполнили данное постановление и про него забыли, то нефтяные компании, конечно же, сказали: а нам-то оно зачем? Если те, кому положено, не исполняют свое собственное постановление, то и у самих нефтяных компаний никаких стимулов развивать организованный и прозрачный биржевой и внебиржевой рынок нефтепродуктов тогда не было. Больше этим проектом я не занимался, потому что он начал развиваться по не прозрачным правилам, не согласованным со всеми участниками рынка – уверен, что это была уже пародия на биржевую торговлю. Российские биржи в то время злоупотребили доверием к ним государства и, получая не плохие комиссионные, позволили устанавливать цены согласованные с приближенными к ним участниками (адресные сделки). Грубо говоря, прозрачных, рыночных и справедливых цен на некоторых из этих бирж не было.
Oilexp.ru: — А что изменилось в настоящее время и почему Вы решили вернуться к данной теме?
— В начале прошлого года на совещании по вопросу «Об итогах деятельности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в 2010 году и задачах на 2011 год» Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин обратил внимание участников на ситуацию с ценами на рынке нефтепродуктов. Владимир Владимирович высказался за расширение биржевой торговли нефтепродуктами, поэтому в одном из поручений дал указание «Минэнерго, ФАС с участием нефтяных компаний, а также ключевых потребителей нефтепродуктов подумать над созданием, условно скажем так, биржевого комитета – саморегулирующей организации. Эта структура могла бы заняться системным мониторингом ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, давать объективную картину тенденций на рынке.»
— Чиновники стали думать, как исполнить данное поручение. В настоящее время в ФАСе обсуждаются около четырех различных вариантов, в Минэнерго — пять вариантов, у каждой из бирж есть свои предложения. А есть еще внебиржевые электронные торговые системы, и они (по вступившему в конце прошлого года в силу закону об организованных торгах) могут получать лицензию и организовывать торги — у них у всех свое видение. Не забудьте прибавить к этому списку самих его участников – потребителей, производителей, информационные агентства. Именно поэтому я и предложил ведомствам, биржам и всем участникам вернуться на четыре года назад и создать в этом году то самое Некоммерческое Партнерство, которое в полной мере и реализовало бы поручение В.В. Путина, а еще позволило бы исполнить Постановление Правительства от 2007г. Это предложение я озвучил в июне 2011г. на совместном заседании экспертного совета ФАС по биржевой торговле и по нефтяному рынку, а также на Совете Директоров Российского Топливного Союза. Причем я предложил не изобретать велосипед, а почти полностью скопировать успешный опыт в этой части, накопленный за много лет у наших коллег в электроэнергетике.
Oilexp.ru: — Вы считаете, что ситуация на рынке электроэнергетики была аналогичной? В таком случае, как им удалось создать регулирующий орган и довести дело до ума?
— Можно по-разному оценивать саму реформу электроэнергетики и ее ход, но то, что А.Б. Чубайс один из самых успешных менеджеров современной России, давно очевидно даже его оппонентов. Так вот в далеком уже в 2001 году в принятой Правительством России после бурных обсуждений концепции реформирования электроэнергетики было прописано создание некоммерческого партнерства – «Администратора Торговой Системы» (далее АТС). В Постановлении №350, о котором я говорю, тоже прописано некоммерческое партнерство, но только сразу после того, как Постановление по электроэнергетике подписал М.М. Касьянов, в электроэнергетике работа завертелась, и в том же 2001г. все было создано, а на рынке нефти и нефтепродуктов до сих пор продолжается «ручное управление» ценами. Потом А.Б. Чубайс внес от имени Правительства России в Государственную Думу законопроект об электроэнергетике, который в итоге стал законом. И в нем все функции АТС были прописаны: его структура, функции, состав участников, многое другое. Причем там не прописаны сами правила торговли, а только функции, полномочия, полномочия регуляторов, депутатов и остальных участников рынка – все прописано в законе об электроэнергетике.
Oilexp.ru: — А что Вы еще предлагаете сделать — кроме создания Некоммерческого Партнерства?
— Исполняя поручение Председателя Правительства России, ФАС разработало проект ФЗ «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты». Так вот я и предлагаю именно в этом законопроекте и прописать функции данного НП, но обязательно согласовывая этот процесс с самими его учредителями и участниками. После его окончательного принятия и вступления в силу участие в данном НП становится обязательным для всех его участников и вот тогда его роль саморегулируемой организации будет видна наиболее отчетливо. Главное здесь не срастись с самим государством и оставить рынок нефти и нефтепродуктов организованным, прозрачным, но без государственного, административного регулирования цен на нем.
Oilexp.ru: — По вашему мнению, зачем это прописывать в законе?
— Только по закону федеральные ведомства получат реальную возможность участвовать в управлении на этом рынке. В настоящее время, не считая «ручного управления», таких механизмов просто не создано, но в то же время необходимо, на мой взгляд, максимально обезопасить биржи, площадки, их акционеров и участников от прямого вмешательства государства в их управление.
Oilexp.ru: — А Вы уверены, что сейчас есть заинтересованность нефтяных компаний и других участников в организованной торговле нефтью и нефтепродуктами?
Убежден, что владельцы нефтяных компаний, крупнейшие потребители уже не заинтересованы в черном рынке. Закон о трансфертном ценообразовании защищает их только в случае признания их цены рыночной, совершенной на бирже, и мы должны способствовать установлению истинных цен на наших биржах. Государство не только не заинтересовано в сером и черном рынке, но и много лет уже способствует созданию всех его прозрачных и рыночных механизмов и институтов. И, конечно, главным интересантом является потребитель. Есть еще одна существенная составляющая. Россия поставила себе задачу превратить Москву в Международный финансовый центр. Для этого есть все предпосылки. Есть развитый и открытый валютный рынок, фондовый рынок и все соответствующие финансовые институты, инфраструктура, а вот организованный товарный рынок на все категории биржевых товаров в России (нефть, нефтепродукты, газ, металлы, сельскохозяйственные товары) — просто отсутствует. А ведь конвертируемость рубля — это еще и оборот биржевых товаров именно в рублях. Так что у нас впереди большая работа по его построению.
Oilexp.ru: — Получается, речь идет исключительно о биржевом рынке?
— Все мои предложения касаются как биржевого, так и внебиржевого рынка, потому что участники внебиржевого рынка вполне могут стать участниками биржевого. И наоборот.
Oilexp.ru: — Какие Вы предлагаете шаги по практической реализации Ваших предложений?
— Я озвучу их на III Международном Форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ», и, получив поддержку участников Форума, мы будем вести работу по реализации наших планов. Политическая воля для исполнения этих решений присутствует, так что дело за малым: договориться всем между собой и двигаться к намеченным целям.
_________________________________________________________________________________________
О том, что нас ждет в новом году на рынке топлива Вы можете узнать на III Международном Форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ», который состоится 24-25 января 2012 г., в Москве, в «Президент-Отеле».
Ознакомится с Программой Форума можно в разделе «Бизнес-мероприятия».
Подать заявку на регистрацию Вы можете здесь.
_________________________________________________________________________________________