Мировой кризис давит на российский топливный рынок
В крупнооптовом секторе российского рынка нефтепродуктов продолжается неуклонное снижение спотовых цен на весь спектр видов топлива. Наибольшая отрицательная коррекция цен производится на высокооктановый бензин марки Аи-95, однако в течение прошедшей недели лидером снижения было дизельное топливо летнее, за отчетный период его средняя стоимость понизилась на 4%. Темпы снижения цен на дизтопливо летнее выросли в связи с сезонным понижением спроса на этот вид продукции и избытком свободных объемов этого вида топлива на внутреннем рынке.
Длительный спад мировой экономики продолжает оказывать негативное воздействие на российский топливный рынок. В условиях значительного падения мировых цен на нефть российский экспорт не только потерял свою привлекательность, но и стал абсолютно невыгодным. За 20 дней октября при средней по России цене на нефть 6450 руб./т на узлах учета производителей потери при экспорте сырья составили в среднем 1900 руб./т. Нефтяники, рассчитывающие на послабления со стороны правительства, вышли с предложением о снижении экспортной пошлины на нефть. Вице-премьер Игорь Сечин на минувшей неделе заявил, что правительство «изучает поступившие предложения», однако в Минфине считают, что такое решение негативно отразится на бюджете. Кроме того, речь, скорее всего, идет об изменении экспортных пошлин в декабре, поскольку изменения в законодательстве занимают немало времени. Тем не менее, ожидание рынком пересмотра таможенных пошлин привело к тому, что сроки по сделкам на внутреннем рынке нефти на ноябрь сдвинулись при том, что в третью декаду месяца «Транснефть» уже формирует графики по прокачке.
Неопределенная ситуация в нефтяном секторе приводит к дестабилизации на оптовом рынке нефтепродуктов. Как сообщает портал «Аи92», покупатели ожидают дальнейшего развития событий и появления на рынке ноябрьских объемов. Однако большинство из них уверено, что снижение цен продолжится, и для того, чтобы подстраховать свои сделки на падающем рынке, оговаривают конечную цену в день поставки груза. В результате продавцы не только снижают объемы закупок, но и зачастую приостанавливают свою торговлю. Помимо того, что компании рассчитывают переждать этот нестабильный период, участники рынка сообщают о нерегулярных платежах по совершенным сделкам. В этой связи трейдеры вынуждены привлекать кредиты, но нестабильная ситуация в банковской сфере также привела к увеличению процентных ставок по кредитам. В частности, участники регионального рынка сообщили, что процентная ставка по кредитам в среднем по банкам г. Уфы возросла почти в два раза — с 15% до 28%. С учетом этого еще более усложнилась и без того непростая ситуация у давальцев с Уфимской группы НПЗ. Как стало известно, у большинства давальцев большие переходящие остатки на ноябрь. Отсутствие денежных средств привело к тому, что некоторые давальцы еще не рассчитались за процессинг в октябре.
Относительно позитивные новости на мировом рынке в начале минувшей недели отразились на внутреннем рынке более сдержанным снижением спотовых цен. Так, на рынке бензинов снижение на А-76/80 21 октября составило в среднем по России 1.2% до 19 976 руб./т относительно 16 октября, А-92/93 снизился на 1.1% до 21 350 руб./т, Аи-95/96 — 1.1% до 27 841 руб./т. Однако к концу недели, когда на мировом рынке цены начали снижаться более активно (к примеру, на Роттердаме спотовая цена на дизельное топливо за неделю упала на 3.99%), нефтяные компании, не без участия ФАС, также снизили свой уровень цен. В результате уровень спотовых цен также снизился. Так, по состоянию на 23 октября А-76/80 снизился в среднем по России на 1.8% до 19 620 руб./т, А-92/93 — на 1.7% до 20 980 руб./т, Аи-95/96 — на 2.5% до 27 134 руб./т. Что касается цен на дизельное топливо, то здесь снижение цен в течение недели было идентичным — в среднем на 2%, что по итогам недели составило 4.1% до 19 389 руб./т.
Ускоренные темпы падения цен на мировом нефтяном рынке в условиях мирового кризиса отражается и на российской розничной торговле нефтепродуктами. НК «ЛУКОЙЛ» в ближайшее время намерена снизить цены на нефтепродукты еще на 3-8% во всех регионах деятельности, сообщает пресс-служба компании.»ЛУКОЙЛ» продолжает плановое снижение цен на нефтепродукты, начатое в августе-сентябре текущего года. Компания снизила на 9%, или 2 тыс. руб./т оптовые цены на авиакеросин 17 октября 2008г., за последние три месяца цены на этот вид нефтепродуктов снизились на 24%.
Снижение розничных цен на нефтепродукты обусловлено падением мировой цены на нефть, а также сезонным сокращением спроса. «Если и в дальнейшем цена на нефть будет падать, то наша компания, следуя тенденциям рынка, также будет снижать розничные цены на нефтепродукты на основе экономических принципов ценообразования», — уверяет президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, передает РБК. Напомним, что 16 октября 2008 г. Федеральная антимонопольная служба России направила в адрес семи российских нефтяных компаний — ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-BP Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть» и ОАО «НК «Альянс» — предостережения о необходимости снижения цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями. После этого о снижении оптовых цен заявили «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, НК «Альянс», «Сургутнефтегаз».
Бензин АИ-92
27 октября на Торговой площадке eOil.ru наблюдалось значительное увеличение стоимости бензина марки Аи-92, так, средневзвешенная цена продажи выросла на 532 руб./т. до уровня 19 955 руб. за тонну, объем предложения также увеличился на 0,6 тыс. тонн и составил 2,4 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки не изменилась и составила 15 600 руб. за тонну при стабильной величине объема спроса 1,5 тыс. тонн.
Дизельное топливо (летнее)
27 октября стоимость дизтоплива летнего на Торговой площадке eOil.ru несколько уменьшилась, так, на конец дня средневзвешенная цена продажи составила 18 057 руб. за тонну, сократившись на 297 руб./т., объем предложения вырос на 1 тыс. тонн до отметки 5,9 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки осталась без изменений и составила 17 700 руб. за тонну при стабильной величине объема спроса 0,3 тыс. тонн.
P.S. Цены на нефть опустились еще на 1$ по причине усугубления финансового кризиса и дальнейшего сокращения спроса. Величина спроса в США существенно пострадала от кредитного кризиса, который оказывает пагубное влияние на мировую экономику и распространяется все дальше, в том числе на развивающиеся рынки. Так, темп прироста величины спроса на нефть в Китае в сентябре составил 2%, что является минимальным уровнем за последние 10 месяцев. Усугубление финансового кризиса выражается в том, что все большее количество американских банков выстраивается в длинную очередь за правительственными деньгами, а Группа семи выразила свое беспокойство по поводу того, что падение японской иены указало на угрозу финансовой и экономической стабильности в связи с тем, что рецессионные ожидания расходятся по всему миру. (подробнее см. http://eoil.ru/news/30779 )