Минфин предложит свою реформу налогообложения нефтяной отрасли
На прошлой неделе замминистра финансов Сергей Шаталов провел совещание с нефтяными компаниями по разработке законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД), рассказали три его участника. Министерство хочет взять реванш, считают участники встречи со стороны компаний: подготовить альтернативу другому законопроекту – о налоге на финансовый результат (НФР). Этот проект был в прошлом году внесен в Госдуму Ханты-Мансийским автономным округом (ХМАО) при активном участии Минэнерго, а в июне премьер Дмитрий Медведев вопреки позиции финансового ведомства поддержал эксперимент для пилотных месторождений. Но Минфин собирается не дорабатывать проект об НФР, а заменить на более устраивающую его систему НДД, говорят чиновники и сотрудники компаний.
Это вернет Минфину контроль над реформой и позволит выиграть время – раньше 2016 г. проект об НДД не удастся подготовить и принять, заработает он только с 2017 г., подчеркивает чиновник. Реформа масштабная, ее надо тщательно проработать, а проект об НФР, на взгляд министерства, – несистемное решение. Представитель Минфина не ответил на запрос.
И НФР, и НДД в отличие от действующего НДПИ берутся не со стоимости добытой нефти, а учитывают расходы на ее добычу. Но база у налогов разная, и расходы учитываются по-разному. НФР – налог на разницу между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу и транспортировку, капзатраты списываются ускоренно (дополнительно 40% за четыре года), но только текущие, а не накопленные. База НДД – выручка за вычетом тех же эксплуатационных затрат и всех капвложений, но ставка плавающая и зависит от Р-фактора (отношение накопленного дохода к накопленным расходам). То есть при повышении рентабельности нагрузка будет расти. Кроме того, НФР заменит НДПИ только на действующих месторождениях, а НДД – на новых. За основу может быть взят проект об НДД, подготовленный «Роснефтью» (см. врез), но он будет сильно доработан, говорит федеральный чиновник, знакомый с позицией Минфина.
Обязательное условие Минфина – сохранить при реформе хотя бы небольшой НДПИ, рассказывают участники совещания, чтобы хоть как-то захеджировать бюджетные риски. По расчетам Минэнерго, в первый год эксперимента налоговые доходы от 10 из 16 отобранных пилотных проектов («Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза») снизятся, но за три года и в дальнейшем будут расти (см. график). Отмена НДПИ осложняется налоговым маневром, объясняет директор Vygon Consulting Григорий Выгон: он может быть продолжен, экспортные пошлины еще более снизятся, но ставку НДПИ после реформы поднять не получится. А ставка НФР в проекте ХМАО и без того очень высока (60%).
У Минэнерго свои условия: НДД – для новых проектов, НФР – для действующих. «Пусть разрабатывают, что хотят, но должны понимать, что НДД не предназначен для браунфилдов и не заменит НФР», – подчеркивает чиновник Минэнерго: только стимулирование разработки действующих месторождений может поддержать падающую добычу. Минфин понимает проблему падения добычи, отвечает на это чиновник финансового блока, но министерству не нравится НФР – и оно предлагает подстроить параметры НДД для браунфилдов. Сделать это сложно, предупреждает Выгон: придется учесть и подтвердить расходы за долгие годы, а значительная их часть была еще при советской власти. На совещании обсуждалась идея – учесть расходы только за предыдущий год или за три года, но тогда нагрузка будет высокой, что не устроит компании. Нужно так настроить налог, чтобы для браунфилдов и при высоком Р-факторе ставка была бы разумной и не выше, чем при НФР, предлагает Выгон.
«Проекта Минфина пока нет, поэтому мы склоняемся к проекту Минэнерго, он проработан, уже отобраны проекты», – переживает сотрудник нефтяной компании. У компаний есть синица в руках и журавль в небе: НФР – для части проектов и НДД – для всей отрасли, но все понимают, что рассчитывать на эту синицу особо не стоит, отмечает другой нефтяник: сопротивление Минфина слишком велико, а законопроект об НФР еще не обсуждался с президентом. Помощник президента Андрей Белоусов видит риски в реформе, Государственно-правовое управление администрации президента может заблокировать законопроект в Госдуме, отмечают два чиновника, близких к Кремлю.
Из опрошенных нефтяных компаний официально реформу комментирует только «Газпром нефть». Не принципиально – НФР или НДД, главное, чтобы новый налог применялся не только для новых, но и для некоторых действующих месторождений, подчеркивает представитель компании. «Газпром нефть» активно лоббировала закон об НФР, но готова на компромисс, если будет конструктивный разговор с Минфином, полагает нефтяник, участвовавший во встрече.
Минфин может предложить законопроект, необходимый отрасли, ожидает Выгон: НФР рассчитан только на высокозатратные действующие проекты – по сути это адресная льгота, НДД же станет системной реформой. Для некоторых месторождений НДД может быть лучше действующей системы НДПИ с льготами, для других – хуже, предупреждает Выгон. Это зависит от размера льгот, от месторождения, от параметров НДД.
Минфин обещал не ухудшать положение отрасли, делится участник совещания, компании хоть и не верят ему, но согласились вместе работать. Но они должны представить адекватные расчеты по месторождениям, нужна единая модель, подчеркивает чиновник. К примеру, при отборе пилотов для эксперимента с НФР компании представляли данные в Минэнерго по совершенно разным моделям – разные ставки дисконтирования денежного потока, разные валюты, возмущен чиновник: компании должны вести открытую игру.
Как может выглядеть НДД
Законопроект «Роснефти» похож на проект, внесенный в Госдуму в 2002 г., но адаптирован к существующей ситуации, рассказывают два человека, знакомые с его содержанием. В старом законопроекте диапазон ставки – от 0 до 60%: если R-фактор менее 1,1, ставка нулевая, 1,1–1,2 – 15%, 1,2–1,3 – 20% (каждые 0,1 прибавляют 10% к ставке). У «Роснефти» ставки более выгодные для компаний, но параметры будут предметом сложных переговоров, подчеркивает федеральный чиновник.