МЭА: Россия и Ближний Восток сцепились в борьбе за нефтяной рынок Европы
Схватка за европейских потребителей сырой нефти между Россией и странами Ближнего Востока серьезно обострилась. Об этом говорится в увидевшем свет ежемесячном обзоре Международного энергетического агентства (МЭА).
Эксперты МЭА называют в числе главных соперников России на нефтяном рынке Старого Света Ирак, Саудовскую Аравию и Кувейт. А после окончательной отмены санкций в январе к ним добавился Иран, который вслед за саудитами начал поставки нефти в Польшу.
Особенно сильно угрожает позициям РФ на ее традиционной европейской вотчине Саудовская Аравия. Специалисты отметили, что госкомпания Saudi Aramco недавно снизила цены на нефть с поставкой в августе для потребителей европейского Средиземноморья. Как ожидается, другие страны Ближнего Востока вскоре последуют ее примеру.
От внимания МЭА не укрылся и тот факт, что в мае Saudi Aramco и польская PKN Orlen подписали контракт на поставку 200 тыс тонн нефти в месяц на НПЗ компании в Польше, Чехии и Литве. Контракт действует по 31 декабря 2016 года с возможностью его автоматического продления.
«Это первый прямой долгосрочный контракт нашей компании с поставщиком из региона Персидского залива. Это говорит о планах стратегической диверсификации источников поставок нефти, в основе которой лежит партнерство с проверенными производителями нефти из различных географических регионов, обеспечение оптимальной структуры поставок и хорошие финансовые условия», — отмечала в пресс-релизе PKN Orlen.
Российские нефтяные компании, конечно, уже выражали обеспокоенность появлением ближневосточной нефти на рынках восточно-европейских стран, в частности, Польши. Но тревога эта не столько за российскую долю на рынке, сколько за цены на нефть. Так, президент «Роснефти» Игорь Сечин заявлял, что появление нефти Саудовской Аравии в Восточной Европе ведет к падению стоимости поставок сырья.
Вообще, отечественные эксперты полагают, что никуда Европа, и в частности Польша, от нефти из РФ не денется. Если взять упомянутую PKN Orlen, то она на 90-95% использует в качестве сырья российский сорт Urals, более тяжелый относительно саудовской нефти и оттого более подходящий для переработки на восточноевропейских НПЗ.
Скорее, восточноевропейские потребители просто выкручивают руки производителям из России, добиваясь скидок. Наращивание танкерных поставок саудовской нефти в Польшу, которое наблюдается с конца сентября 2015 года, — серьезный инструмент давления на российских поставщиков в переговорах о новых контрактах. Вторжение на рынок Европы такого сильного игрока, как Саудовская Аравия, да еще с демпингом наперевес, может заставить нефтяные компании из РФ пойти на серьезные ценовые уступки потребителям из Польши уже в самое ближайшее время.
Вместе с тем МЭА в своем докладе предрекает рост добычи нефти в России в 2016 году в среднем на 120 тыс баррелей в сутки (б/с) до 11,18 млн б/с. А в 2017-м показатель снизится, но совсем чуть-чуть — до 11,14 млн б/с. При этом агентство улучшило прогнозную оценку объемов переработки нефти на российских НПЗ в третьем квартале на 150 тыс б/с до 5,5 млн б/с. Тем не менее, относительно прошлого года они уменьшатся на 290 тыс б/с.
Бросая же взгляд на рынок нефти в целом, МЭА в июле улучшило свой прогноз мирового спроса на нефть в текущем году на 100 тыс б/с — до 96,1 млн б/с. В 2017-м глобальный спрос вырастет еще сильнее — до 97,4 млн б/с.
«Большинство ожидаемого прироста в 2017 году придется на страны, не являющимися членами ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят наиболее развитые страны мира — ред.), главным образом в Азии. При этом рост спроса в Индии, как прогнозируется, будет самым быстрым в мире в 2017 году — он составит 280 тыс баррелей в день. Второе место по росту спроса занимает Китай», — заключили в докладе эксперты МЭА.