Мамут поможет Амурскому НПЗ обойтись без «Роснефти»
Компания «Харьяга», 95% которой принадлежит бизнесмену Александру Мамуту, согласилась поставлять нефть на строящийся Амурский НПЗ. Но против этого проекта выступают «Роснефть» и «Транснефть».
Партнеры с ресурсами
Как стало известно РБК, Амурская энергетическая компания, заказчик проекта строительства Амурского НПЗ на Дальнем Востоке, которая до сих пор не могла договориться о поставках нефти на завод с крупнейшими нефтегазовыми компаниями, нашла поставщиков среди малоизвестных производителей.
Предварительное соглашение о поставках нефти после 2018 года подписано с двумя компаниями — «Харьяга» и «Туймааданефть», сообщил РБК гендиректор Амурской энергетической компании Александр Гордеев на Восточном экономическом форуме. Однако обе компании еще не добывают нефть, а лишь владеют геологоразведочными лицензиями — в Якутии и Красноярском крае соответственно.
Строительство Амурского НПЗ в селе Березовка Ивановского района Амурской области недалеко от китайской границы в апреле 2016 года одобрил президент Владимир Путин. Это российско-китайский проект стоимостью 123 млрд руб. (90% инвестируют китайские компании, 10% — российская «ИнтерРусОйл»), строительство завода должно начаться весной 2017 года, а его запуск ожидается в начале 2019 года. НПЗ с глубиной переработки нефти более 90% будет перерабатывать 6 млн т сырья ежегодно: 4 млн т нефти и 2 млн т газового конденсата. Он будет ориентирован на экспорт нефтепродуктов в Китай.
Компания «Харьяга» на 95% принадлежит структурам бизнесмена Александра Мамута, еще 5% — у управляющей компании «Инверсия», которая управляет проектом с 2015 года. Генеральный директор «Харьяги» Богдан Плотников подтвердил РБК, что компания договорилась о поставках нефти для Амурского НПЗ в объеме не менее 1,5 млн т с 2019 года с возможным увеличением объемов в дальнейшем. По словам Плотникова, компания планирует подключиться к трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), проходящему от Тайшета (Иркутская область) до порта Козьмино в Приморском крае, через врезку в трубопровод Куюмба — Тайшет. Но договоренности об этом с «Транснефтью» (оператор ВСТО) пока неофициальные, говорит он.
В 2017 году «Харьяга», которая владеет лицензиями на разведку и добычу нефти на Шушукском месторождении с запасами 14,8 млн т нефти и 15 млрд куб. м газа и на одноименный участок с прогнозными ресурсами 49,5 млн т нефти, завершает бурение скважины на этом месторождении, по итогам будет понятен объем и сроки добычи нефти, сказал Плотников. По его словам, «Харьяга» может поставлять нефть как по ВСТО, так и по железной дороге. Представитель Мамута пока не ответил на запрос РБК.
«Туймааданефть» обещала начать поставки на завод не менее 2 млн т нефти ежегодно после 2020 года, утверждает Гордеев. Заместитель гендиректора «Туймааданефти» по нефтегазовым проектам Александр Матвеев подтвердил РБК факт соглашения, но уточнил, что компания начнет добычу нефти не раньше 2021 года. По его словам, компания владеет лицензиями на разведку и добычу нефти на четырех участках в Олекминском районе Якутии с совокупными ресурсами нефти 130 млн т (запасы пока не подтверждены).
По данным «СПАРК-Интерфакс», 81,22% «Туймааданефти» принадлежит компании «Юки», подконтрольной члену совета директоров «Туймааданефти» Ивану Макарову, он же владеет еще 11,09% компании напрямую (данные компании на 30 июня 2016 года). Но, по данным Росстата на 8 июля 2016 года, контрольный пакет этой нефтяной компании (67,98%) был у инвестгруппы «Колмар» Анатолия Митрошина, партнера Геннадия Тимченко. Член совета директоров «Туймааданефти» Валерий Тян пояснил РБК, что несколько лет назад «Колмар» продала свою долю «Юки» и данные Росстата уже не актуальны. «Туймааданефть» также является партнером «Амурнефтехима» (через него китайские инвесторы владеют долей в Амурской энергетической компании) по «Туймааданефтегазу», который также занимается добычей нефти и газа.
«Роснефть» и «Транснефть» против
Гордеев сказал РБК, что Амурской энергетической компании пока не удалось договориться с крупнейшими нефтегазовыми компаниями, уже добывающими нефть в Восточной Сибири, — «Роснефтью», «Сургутнефтегазом» и Иркутской нефтяной компанией (ИНК). «Роснефть» отказалась поставлять нефть на Амурский НПЗ, представители ИНК сказали, что ответят на предложение только в 2018 году, а в «Сургутнефтегазе» просто не ответили на запрос, добавил он. К тому же ни одна из крупных нефтяных компаний не прислала своих представителей на презентацию завода на Восточном экономическом форуме, в рамках которой завод рассчитывал привлечь новых поставщиков нефти.
Представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев сообщил РБК, что приоритетным проектом для компании является строительство Восточной нефтехимической компании (ВНХК) — НПЗ и нефтехимического предприятия в Находке, запуск первой очереди завода запланирован на 2020 год (объем переработки — 12 млн т). Источник в «Роснефти» добавил, что компания не будет поставлять сырье Амурскому НПЗ, потому что он фактически конкурирует с ВНХК. У ИНК сейчас нет лишних объемов нефти, а в дальнейшем поставки будут зависеть от условий, которые предложит завод, сказал источник в ИНК. Представители ИНК и «Сургутнефтегаза» не предоставили комментарии.
Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук считает, что потребность Дальнего Востока в Амурском НПЗ сомнительна, учитывая перспективы строительства в Находке ВНХК, а также наличия двух действующих заводов — Комсомольского и Хабаровского НПЗ, которые ежегодно перерабатывают 8 млн и 5 млн т соответственно. К тому же у строительства Амурского НПЗ слишком много противников, добавляет гендиректор института «ВНИПИнефть» Владимир Капустин.
Проект строительства Амурского НПЗ обсуждается с 2004 года, но активная фаза началась только в 2015 году, когда им заинтересовался вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Он поддержал проект и предоставил компании все льготы, которыми пользуются дальневосточные инвесторы, включая субъектов территорий опережающего развития: им предоставляется нулевая ввозная таможенная пошлина, нулевой налог на имущество с 2016 по 2020 год, нулевая ставка налога на прибыль с 2018 по 2022 год. Но Трутнев установил условие — 80% работников завода будут россияне.
В интервью РБК в конце августа Трутнев признавал, что основная проблема проекта заключается в нехватке сырья и отсутствии подключения к трубе «Транснефти»: ВСТО проходит в 60 км от завода. «Проблема в трансфере: у нас трубы нет. Нужно ставить дополнительные перекачивающие станции, чтобы поставить туда нефть», — отмечал он. Менеджмент Амурской энергетический компании обратился в «Транснефть» с просьбой построить ответвление до завода, но получил отказ, добавляет Гордеев.
Представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил РБК, что компания не готова инвестировать миллиарды рублей «в чужие фантазии». «Завод не обеспечен поставками нефти. Строительство двух дополнительных нефтеперекачивающих станций для указанного объема нефти будет стоить до 15 млрд руб. без учета строительства самого отвода от ВСТО», — сказал он. Однако Трутнев рассказывал РБК, что предлагал «Транснефти» взять гарантию у инвестора.
Предварительные соглашения на поставки нефти с производителями («Харьяга» и «Туймааданефть») не являются основанием для подключения завода к ВСТО, подчеркнул Демин. Гордеев утверждает, что направил в Минэнерго предложения внести изменения в законодательство, чтобы «Транснефть» смогла выдавать разрешения на подключение к трубе на основе таких соглашений, а не только оплаченного контракта на поставку ресурсов.
По его словам, производители нефти не готовы заключить твердый контракт, так как не способны спрогнозировать цену нефти в 2018 году. Разница в поставках нефти по трубе и железной дороге оценивается в 4 тыс. руб. с тонны, она не устраивает китайских инвесторов завода, подчеркнул Гордеев.
Представитель Минэнерго сообщил РБК, что проект завода обсуждался на совещании 19 июля. Сейчас министерство по поручению Трутнева разрабатывает проект российско-китайского соглашения по этому заводу. Но менять законодательство ради него вряд ли будут, добавляет близкий к Минэнерго источник: предварительные соглашения не являются гарантией поставок нефти, поэтому нельзя на таком основании подключать завод к трубе.
У «Транснефти» уже есть негативный опыт строительства нефтепроводов, не обеспеченных гарантированными объемами поставок нефти от крупных нефтяных компаний, напоминает Полищук из Raiffeisenbank: Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет. Исключение может быть сделано, если создатели завода сами профинансируют строительство трубы или разделят расходы с госкомпанией, добавляет он.