Малые НПЗ наносят ущерба России на 2 млрд долларов
Нефтезаводчики, аналитики и представители «Транснефти» обсуждали серьезную проблему, сложившуюся в российском ТЭК. Крупным вертикально интегрированным НПЗ, производящим качественное топливо, мешают нормально жить и работать малые перерабатывающие заводы.
2 млрд долларов недособранных налогов в казну государства и 300 тысяч долларов потерь «Транснефти» — вот далеко не полный список ущерба, который наносят России в большом количестве расплодившиеся малые НПЗ, или, как их называют нефтяники, «самовары». А еще в связи с их деятельностью портится имидж наших экспортеров, двигатели наших автомобилей, а серьезные производители моторного топлива находятся в состоянии крайней неопределенности относительно планов на будущее. Сами посудите: зачем любому из заводов, скажем, «ЛУКОЙЛа» или «Газпром-нефти» вкладывать в модернизацию своих мощностей сотни миллиардов рублей, чтобы выпускать бензин и дизель стандарта Евро-5, если по соседству десятки малых НПЗ наводняют рынок топливом, выпущенным по допотопнойтехнологии — собственно, на которую им хватило совести и денег?
«Вы понимаете, что они топливо из нефти плохого качества делать просто не умеют, — рассказал «Труду» советник президента и начальник управления общественных коммуникаций «Транснефти» Игорь Демин. — Поэтому они забирают самую хорошую нефть. А в трубе остается нефть худшего качества. Но из этой хорошей нефти, думаете, на малых НПЗ высокооктановые бензины и дизель Евро-5 производят? Да ничего подобного — они этого делать тоже не умеют. Поэтому гонят на экспорт первичный бензин и продают его там по цене меньшей, чем стоит наша нефть за границей. А прямогонный бензин, как известно, по нашему законодательству облагается гораздо меньшим акцизом, чем нефть и хороший бензин».
По оценке экспертов, в нашей стране от 120 до 280 «самоваров». Из них официально зарегистрированы 80, остальные работают нелегально. Но даже эти 80 зарегистрированных малых НПЗ, как рассказал Игорь Демин, хотели бы получить на переработку порядка 250 млн тонн нефти в год.
Для полноты картины добавим, что принадлежат малые НПЗ, как правило, структурам при губернаторах областей, поэтому бороться с ними как на законодательном уровне, так и на уровне исполнительной власти совсем не просто.
Ну и еще вспомним про владельцев АЗС, которые, несмотря на увеличение штрафа за нарушение техрегламента в 15 раз — до 500 тысяч рублей, все равно покупают бодяжный бензин и продают его нам с вами. Как рассказал Виктор Черничкин из Росстандарта, в ходе проверок на АЗС за 2011 год нарушения были обнаружены в 45% случаев, а за 2012 год — в 30% случаев. И это при том, что о проверках АЗС по закону предупреждают за месяц.
В общем, страдают наши автомобили и наша казна. Ставятся под угрозу планы по своевременному переходу всех НПЗ на топливо Евро-5. За счет ухода нефти «налево» Россия недополучает тысячи рабочих мест. Более того, существуют на рынке совсем уже теневые артефакты: ряд малых НПЗ берут из трубы нефть, выделяют из нее светлые нефтепродукты, а остаток закачивают обратно в трубу. В результате общее качество российской нефти сильно снижается. Наконец, падает имидж России, продающей за границу некачественный бензин по бросовой цене.
А самое интересное, что большинства из перечисленных неприятностей можно избежать, просто введя для прямогонных нефтепродуктов такой же акциз, как для92-го бензина. Вопрос только, насколько это возможно сделать, если против некоторые региональные власти, которым очень дороги «самовары».
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________