«ЛУКОЙЛ» является мощной силой на европейской экономической арене
Пока контролируемая Кремлем газовая компания «Газпром» расширяет свое присутствие в странах Европейского Союза, вкладываясь в распределение и продажу газа, на нефтяном рынке такие же позиции отвоевывает себе «ЛУКОЙЛ» — крупнейшая нефтяная компания России, — пишет The Financial Times в статье «ЛУКОЙЛ» расширяет присутствие в Европе».
При этом «Газпром» не уходит с первых полос газет, его проекты всегда сопровождаются шумом и спорами. ‘Лукойл’ же применяет значительно более тонкую тактику, и, что примечательно, проявляет активность в основном в юго-восточной Европе, где к России относятся значительно менее подозрительно, чем в Центральной и Западной Европе.
Как по нефти, так и по газу на Россию приходится примерно четверть рынка ЕС. Зависимость от российской нефти беспокоит Европу значительно меньше, чем газовая, поскольку нефть гораздо легче перевозить и легче достать на мировых рынках, чем газ. Эта проблема не беспокоит даже восточноевропейские страны — Прибалтику, Польшу, Словакию, Венгрию и Болгарию, которые практически всю свою нефть покупают в России.
Однако, как и в газовой отрасли, в нефтяной даже одного небольшого срыва поставок достаточно, чтобы вопрос перешел в политическую плоскость. Именно так и случилось менее месяца назад, когда Москва, не договорившись с Беларусью о ценах на транзит, перекрыла идущий через Беларусь нефтепровод в ЕС. Канцлер Германии Ангела Меркель указала Москве, что прекращение поставок без предварительных консультаций «неприемлемо». После этого эпизода в ЕС с новой силой стали звучать призывы снижения зависимости от России не только в газовой, но и в нефтяной сфере. Некоторых, особенно восточноевропейских, политиков беспокоит, что движение российских нефтяных компаний в сектор работы с конечным потребителем создаст такую же ситуацию, что и с «Газпромом» — то есть даст Кремлю политический рычаг. Именно так считает Милко Ковачев, бывший министр энергетики Болгарии.
— Зависимость Болгарии от российских нефти и газа дошла до неприемлемых пределов, причем речь идет не только о поставках: болгарскими энергетическими компаниями владеют российские концерны.
За последние годы «ЛУКОЙЛ» заключил в Европе, в основном в ее европейской части, ряд сделок на общую сумму 3 миллиарда долларов и в результате стал владельцем, среди прочего, трех нефтеперерабатывающих заводов на Украине, в Румынии и Болгарии, а также около 2 тысяч автозаправочных станций по всему региону. В компании говорят, что в течение следующих десяти лет собираются вложить еще 9 миллиардов в сектор распределения и продаж вне России, в основном в Европе. В одном из своих недавних выступлений генеральный директор «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов заявил, что «одним из основных источников развития’ для «ЛУКОЙЛа» становится «создание глобальных сетей по продаже конечной продукции».
В то время как «Газпром» остается под контролем государства, «ЛУКОЙЛ» полностью приватизирован и имеет в своем составе стратегического иностранного акционера — американскую компанию ConocoPhillips, на долю которой приходится чуть меньше 20 процентов акций. Что касается самого Алекперова, то он неизменно выказывает как недюжинные коммерческие таланты, так и способность поддерживать нормальные отношения с Кремлем.
Бросок «ЛУКОЙЛа» в Восточную Европу начался еще в конце 90-х годов, когда компания приобрела акции трех нефтеперерабатывающих предприятий, питаемых из российских нефтепроводов: Одесского НПЗ на Украине, Бургасского в Болгарии и завода Petrotel в Румынии. Присутствие в секторе переработки было необходимо как для того, чтобы вся компания росла вслед за ростом объемов добычи сырья, так и чтобы не пустить на эти рынки западных конкурентов. В то время нефтяной рынок был в застое, прибыли от нефтепереработки были низкие, и заводы — особенно в Восточной Европе, куда отказывались вкладываться западные гиганты — продавались задешево. Так что сегодня, когда цены на нефть выросли, менеджерам «ЛУКОЙЛа» остается только радоваться, что их прогнозы попали в точку.
— Прошло десять лет — и это уже будто другая вселенная, — говорит заместитель руководителя отдела стратегического анализа и инвестиций Геннадий Красовский.
«ЛУКОЙЛ» немало вложил — в общей сложности около 3 миллиардов долларов — в модернизацию и расширение своих нефтеперерабатывающих мощностей. В прошлом году на предприятия за пределами России, в странах Восточной Европы, в «ЛУКОЙЛе» приходилось 19 процентов всей нефтепереработки.
Одновременно компания активно выходила в сектор розничной торговли, покупая автозаправки везде — от Балтийского моря до Черного. Сегодня «ЛУКОЙЛ» владеет сетями значительного размера на Украине, в Румынии, в Болгарии, в странах Балтии, в Сербии. Одна из сетей «ЛУКОЙЛа» расположена даже в Польше, где на отношения с инвесторами из России особенно сильно влияет политический фактор.
Далеко не все проекты даются «ЛУКОЙЛу» легко. В прошлом году компания не смогла приобрести контрольный пакет Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в Литве: Вильнюс решил не отдавать завод в руки русских и продал его польской компании PKN Orlen. В самой Польше Варшава неоднократно блокировала попытки «ЛУКОЙЛа» инвестировать в нефтепереработку.
Однако Восточной Европой амбиции «ЛУКОЙЛа» не исчерпываются. В 2005 году «ЛУКОЙЛ» сделал первые вложения непосредственно на территории ЕС: за 160 миллионов долларов были куплены две финские компании, занимающиеся распределением и продажей топлива. Одновременно «ЛУКОЙЛ» попытался — хотя и безуспешно — купить 50-процентный пакет германской компании Ruhr Oel, контролирующей четыре НПЗ.
В прошлом году он заключил соглашение со словенской торговой компанией Petrol о формировании совместного предприятия, которое будет работать как в западной части Балкан, так и в Италии. Также «ЛУКОЙЛ» месяц назад объявил, что приобретает у Conoco 383 АЗС под брендом Jet в Чехии, Венгрии, Словакии, Польше, Финляндии и Бельгии. Еще российская компания предполагает купить у Conoco 16 процентов чешской нефтеперерабатывающей компании Ceska Rafinerska — правда, в этом случае право первой покупки может использовать владелец контрольного пакета — чешская компания Unipetrol.
«ЛУКОЙЛ» планирует и дальше вкладываться в развитие сетей продажи нефтепродуктов в Европе и Северной Америке, где в 2000 году был подписан широко известный договор о покупке сети автозаправок у компании Getty Oil. В общей сложности компания планирует увеличивать мощности по нефтепереработке на 100 миллионов тонн (то есть на 70 процентов) ежегодно в течение следующих десяти лет, расширяя свое присутствие в том числе и в странах Европейского Союза.
Конкурентов за отрасль нефтепереработки и продажи становится все больше — здесь и государственная российская нефтяная компания «Роснефть», и «Газпром», активно диверсифицирующий свой бизнес. Недавно в Кремле было принято решение отдать «Газпрому» и «Роснефти» все права на дальнейшую разработку шельфа. Таким образом, из состава возможных участников исключены не только иностранные, но и российские негосударственные компании. Борьба с «Газпромом» и «Роснефтью» может обернуться для «ЛУКОЙЛа» политическими проблемами — даже если речь идет об иностранных активах. И, тем не менее, «ЛУКОЙЛ» имеет огромный опыт работы на международных рынках, у него наработаны широкие связи — а, значит, он останется мощной силой на европейской экономической арене.