ЛУКОЙЛ пригласили во вьетнамскую провинцию

Власти Вьетнама предложили ЛУКОЙЛу принять участие в создании НПЗ в стране. Проект соответствует стратегии развития компании и может быть прибыльным, так как Вьетнам испытывает дефицит нефтепродуктов. Но из-за неудобства расположения НПЗ и отсутствия льгот со стороны властей от двух проектов в стране уже отказались мировые нефтекомпании. Вероятно, ЛУКОЙЛ может заинтересовать только последний по времени объявления проект – НПЗ в провинции Бария-Вунгтау.

Как рассказал 15 декабря президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, компанию пригласили к участию в строительстве НПЗ во Вьетнаме. Уточнить подробности господин Алекперов отказался. Однако выход на вьетнамский рынок соответствует объявленной в октябре программе диверсификации переработки ЛУКОЙЛа, предполагающей, что к 2011 году 14% всех мощностей будет приходиться на Азию и Америку (сейчас там их нет). В пользу строительства НПЗ во Вьетнаме говорит и то, что в стране наблюдается серьезный дефицит мощностей переработки. Там нет ни одного НПЗ, нефть экспортируется. С января по сентябрь Вьетнам импортировал 7,7 млн тонн нефтепродуктов, экспортировав 11,1 млн тонн нефти.

Заметим, однако, что до сих пор инвесторы без энтузиазма относились к предлагаемым властями страны проектам НПЗ. Их реализация затягивалась в первую очередь потому, что планы государства по развитию регионов противоречили соображениям удобства логистики и сбыта. Дело в том, что власти Вьетнама одобряли площадки под НПЗ в центральных провинциях, тогда как вся добыча ведется на юге страны. К тому же правительство отказывалось предоставлять инвесторам какие-либо льготы.

Наибольшую известность получил первый проект НПЗ во Вьетнаме мощностью 6,5 млн тонн. Его предполагалось построить в районе залива Зунгкуат в провинции Куангнгай. Обсуждение проекта идет с начала 90-х годов. Но попытки привлечь в него инвесторов провалились. В 1995 году отказалась Total, сочтя нерентабельным строительство НПЗ на Зунгкуате. Потом, не получив льгот, отказался и консорциум с участием Conoco, Petronas и LG. В 1998 году к проекту подключилась «Зарубежнефть». Но в 2002 году она вышла из созданного для этого СП «Вьетросс», сославшись на неизбежный рост вложений. Действительно, сейчас проект оценивается уже в $2,5 млрд, хотя раньше речь шла об $1,3 млрд. Источник в нефтяной отрасли Вьетнама рассказал Ъ, что РФ настаивала на новом российском партнере, но Вьетнам предпочел вернуть $235 млн вложений и начать строительство самостоятельно. Это произошло в ноябре 2005 года, тогда как планировалось, что к этой дате завод уже начнет работу (сейчас пуск намечен на 2009 год).
До сих пор не найдены инвесторы для второго проекта, о котором заговорили в конце 90-х. НПЗ мощностью 7 млн тонн и нефтехимический комплекс планируют построить в экономической зоне Нгхисон провинции Тханьхоа. Привлечение инвесторов в проект внесено в планы агентства по иностранным инвестициям Вьетнама на 2007 год. Власти оценивают проект в $3,4 млрд. Этот завод ближе к рынкам сбыта (200 км от Ханоя), однако удален от зоны добычи (около 1200 км). Пуск НПЗ намечен на 2011 год. По сообщениям в местной прессе, власти страны надеются на участие в проекте японских Mitsubishi и Idemitsu.

Третий проект – самый новый, о нем объявлено в сентябре. На этот раз выбрана провинция Бария-Вунгтау, максимально близкая к районам добычи и к Хошимину, то есть рынку сбыта. Отметим, что именно здесь в 1992 году Total предлагала строить первый во Вьетнаме НПЗ, но власти настояли на его переносе в Зунгкуат. В этом проекте инвестор может не создавать СП с PetroVietnam и переносить площадку в две другие провинции Вьетнама.

По существующим планам вьетнамского правительства, внутреннему рынку нужны все три проекта НПЗ: ожидается, что к 2010 году спрос на бензин возрастет до 20 млн тонн. Однако в перспективе рентабельным будет проект, наиболее удобный с точки зрения логистики и сбыта, то есть последний. При этом аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов обращает внимание на потенциальную невыгодность экспорта нефтепродуктов из Вьетнама. Господин Борисов отмечает, что единственное направление экспорта – это Китай. Но там регулируемые цены на нефтепродукты, и они ниже, чем в России, примерно на 15%. Успешному экспорту может помешать высокая конкуренция со стороны других проектов строительства НПЗ, в том числе и в самом Китае. Таким образом, если ЛУКОЙЛ примет предложение вьетнамских властей, он может стать основным поставщиком нефтепродуктов в стране. По материалам КоммарсантЪ.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Совокупный ущерб от подрыва «Северных потоков» исчисляется миллиардами (Видео)
Совокупный ущерб от подрыва «Северных потоков» исчисляется миллиардами, об этом заявил депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии». По словам Райнера Ротфуса, экономика ФРГ страдает, власти при этом не разрешают поставлять газ из России по уцелевшей ветке газопровода. Политик считает, что санкции Европейского союза вредят больше Берлину, чем России.
Новейший терминал по импорту СПГ в Индии получил первую партию
Новейший индийский терминал по импорту сжиженного природного газа получил первую партию, что делает страну на шаг ближе к цели удвоить долю этого топлива в энергобалансе к концу десятилетия.