Листая последнюю отчетность Роснефти…
Отчетность Роснефти за второй квартал 2017 года оставляет противоречивые впечатления. С одной стороны, прибыль компании оказалась немного лучше прогнозов банковских аналитиков. С другой, ожидания этих аналитиков и так были довольно скромными.
Добыча снизилась по сравнению с первым кварталом на 1,4% — до 5,703 тыс. баррелей в сутки. Впрочем, это было запланированное падение, обусловленное обязательствами России перед ОПЕК по сокращению добычи.
Чистая прибыль за квартал составила 80 миллиардов рублей. Во втором же квартале прошлого 2016 года у Роснефти была прибыль 90 миллиардов рублей — без учета Башнефти, тогда еще отдельной компании, заработавшей в квартале около 15 миллиардов рублей. Таким образом, падение чистой прибыли по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составило около 24%.
Стоит отметить, что средняя цена барреля нефти Urals во втором квартале 2017 выросла на 11% по сравнению с этим же периодом того же года — с 43,8 до 48,8 долларов. Но за это же время укрепился и курс рубля, примерно 13%, с 65.89 до 57,2 рублей, что для компании было уже не так благоприятно. Таким образом, компания получила больше долларов, но рублевая стоимость этих долларов была ниже. Результатом этих друг друга компенсирующих явлений было то, что общая выручка компании (с учетом Башнефти) выросла на скромные 2%, с 1,373 до 1,399 трлн рублей.
Довольно чувствительно выросли общие операционные расходы Роснефти — с 1,144 до 1,281 миллиардов, примерно на 12%. Около половины от этих дополнительных затрат приходится на увеличение налоговых расходов, в основном НДПИ.
Ситуацию немного спасли особые пункты отчета о прибылях и убытках. Прибыль увеличилась на 71 млрд из-за переоценки валютных долгов компании, то есть уменьшения рублевого эквивалента их стоимости. Без этих чисто «бумажных» доходов прибыль компании за квартал была бы около нуля.
В общем, с точки зрения бухгалтерской прибыли ситуация по итогам квартала представляется довольно унылой, ничего хорошего не происходит, но нет и ничего из ряда вон выходящего.
Денежные потоки
Любой опытный финансист знает, куда на самом деле надо смотреть, что бы понять, что происходит в компании — самое интересное происходит в движении денежных средств.
Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что ликвидные средства компании за этот квартал значительно уменьшились.
31 марта 2017 года у компании было около 16,2 миллиардов долларов, а в конце квартала осталось только 12,4 млрд. Кстати, эти все еще существенные суммы не были заработаны операциями Роснефти – это то, что осталось от гигантского кредита в 35 млрд долларов, полученного от китайцев и обеспеченного будущими поставками нефти.
Отбросив никому не нужные бухгалтерские трюки и тонкости — в конце концов, деятельность любой самой сложной компании можно резюмировать на салфетке — распишем, что самого важного происходило в Роснефти во втором квартале 2017 года. Для простоты возьмем средний курс рубля к доллару в 60 и округлим суммы.
Деньги на начало квартала 16,2 млрд. долл.
Денежная выручка 21,0 млрд. долл.
Текущие затраты -8,2 млрд. долл.
Капитальные вложения -3,6 млрд. долл.
Подитог 9,2 (21,0-8,2-3,6) млрд. долл. Столько компания могла бы зарабатывать, если бы не существовало ни налогов, ни процентов по кредитам.
Налоги -10,9 млрд. долл. НДПИ, экспортные пошлины, налог на прибыль
Проценты по кредитам -0,9 млрд. долл.
Операционная деятельность -2,6 (9,2-10,9-0,9) млрд. долл. Результат текущей деятельности компании.
Выдано Венесуэле -1,2 млрд. долл.
Приобретение новых компаний -0,8 млрд. долл.
Погашение кредитов -0,5 млрд. долл.
Получено от китайцев 1,5 млрд. долл. Предоплата за 20% акций «Верхнечонскнефтегаз»
Другое -0,2 млрд. долл.
Всего движение денег -3,8 млрд. долл.
деньги на конец квартала 12,4 (16,2-2,6-3,8) млрд. долл.
Таким образом, реальная операционная деятельность привела к оттоку из компании «кэша» на сумму в 2,6 миллиардов долларов. Но эта картина сложилась в значительной степени в результате уплаты немалых налогов государству — в конце концов, почти вся Россия живет на нефтяные деньги.
Венесуэльская история
Несмотря на этот дефицит, компания не стала более экономной и продолжала тратить деньги на приобретение других компаний и международные мероприятия.
В апреле компания выдала новый аванс в рамках контракта с венесуэльской PDVSA в сумме 1 015 млн долл. США.
Недавно все почему-то удивились, что Венесуэла должна Роснефти 6 миллиардов долларов. На самом деле этого никто никогда не скрывал, и все эти суммы были четко отражены в отчетности компании.
В реальности Роснефть вложила в Венесуэлу еще больше, так как в эти 6 миллиардов не входят инвестиции в совместные предприятия — суммы, которые, скорее всего, ожидает такая же судьба, как и кредиты PDVSA.
Из чего состоят эти вложения?
– 4 миллиарда долларов была выданы PDSVA еще в 2014 году, с тем, что компания начнет погашать долг поставками нефти начиная с 2016 года (под Либор + 6% в первый год, и Либор +4% в последующие годы).
– 2,5 млрд. долларов Роснефть заплатила Венесуэле в 2016 и 2017 годах — в виде предоплаты в счет будущих поставок нефти, включая 1015 млн в апреле 2017 года.
– 940 миллионов было вложено в совместные предприятия. В 2014 году Роснефть оплатила 440 млн. долларов за участие в венесуэльском совместном предприятии Petrovictoria в качестве миноритарного акционера. В 2016 году Роснефть заплатила 500 млн долларов за увеличение доли участия в другом совместном предприятии — Petromonаgas, которое досталось ей по наследству от ТНК-BP. Кроме того, на балансе Роснефти висит первоначальное вложение в Petromonаgas, оцениваемое в 17 млрд рублей. Если дела пойдут плохо, то эту сумму тоже придется списать.
Таким образом, общая сумма вложенных в Венесуэлу средств составила 7,44 млрд. долларов.
Тот факт, что на конференции с аналитиками руководство Роснефти открыто обсуждало эту задолженность, навевает на некоторые мысли. Скорее всего, международный аудитор Роснефти EY (Ernst & Young) будет настаивать на списании в убыток по итогам 2017 года по крайне мере части этой задолженности, учитывая туманные перспективы её оплаты. Это может привести к появлению годового бухгалтерского убытка компании, а стало быть, объявление дивидендов по итогам года может быть под вопросом.
Впрочем, сотрудники Роснефти заявили, что Венесуэла уже оплатила поставками нефти 747 миллионов долларов основного долга и 489 миллионов процентов, но, как водится, не рассказали, по какой цене это было сделано и когда. Менеджмент Роснефти также заявил, что больше никаких сумм в Венесуэлу переводить не планируется.
Приобретение компаний
В этом квартале на приобретение новых компаний Роснефть потратила довольно скромные суммы по сравнению с другими периодами.
На 40 миллиардов рублей была приобретена компания «Независимая Нефтегазовая Компания − Проекты», предприятие «в рамках которого ведется разработка Кондинского, Западно-Эргинского, Чапровского и Ново-Ендырского лицензионных участков в Ханты-Мансийском автономном округе», как сказано в квартальном отчете. Что именно находится на балансе этого осколка развалившейся «империи» Э. Худайнатова, предшественника Сечина на посту президента «Роснефти», неизвестно. Согласно предварительной оценке аудиторов, стоимость активов приобретенной компании составила 100 млрд. рублей, чистая задолженность — около 60 млрд.
За 9 миллиардов рублей было приобретена фирма «Бурение сервис технологии». Эта компания тоже входила в состав группы ННК. Согласно Интерфаксу, «технический парк предприятия составляют 11 буровых установок эшелонного типа грузоподъемностью 320 тонн, из которых пять уже находятся в работе, три в стадии монтажа и ожидается поставка остальных трех установок». Так как все 9 миллиардов рублей были направлены в отчетности прямо в статью «гудвилл» — то есть приобретенная компания не имеет никакого капитала — то можно заключить, что в приобретенной компании есть задолженность, равная или превышающая рыночную стоимость всех этих буровых установок.
Несомненным прогрессом является то, что приобретения в этом квартале (каково бы ни было их качество) хотя бы относятся к основной деятельности Роснефти — добыче российской нефти в сибирском регионе и её переработке. Ни убыточных европейских НПЗ, ни долей в проектах на нулевой стадии в экзотических уголках планеты приобретено не было.
Долги
Как мы уже показали, на погашение задолженности компании в этом квартале была направлена довольно незначительная сумма денег.
Часть задолженности китайцам — около 1,5 млрд долларов — была списана за счет поставок нефти. Как всегда, Роснефть не раскрывает объемы и цену конкретных поставок, ссылаясь на коммерческую тайну. На настоящее время остаток задолженности китайцам составляет около 25 млрд долларов.
Хорошая новость в том, что от кредита в 31 млрд. долларов, полученного у иностранных банков для того, чтобы заплатить Фридману и Ко. за ТНК, осталось к настоящему времени непогашенными всего 1.3 млрд. Плохая новость в том, что для погашения этой задолженности компании пришлось брать кредиты в другом месте.
Казначейство «Роснефти» изрядно потрудилось в этом квартале для рефинансирования задолженностей. В первой половине 2017 года Роснефть:
- выпустила облигации на 60 млрд рублей;
- привлекла кредитов на 87 млрд рублей от российских банков;
- продолжала привлекать деньги «под залог» своих же собственных облигаций через сделки якобы типа «репо». Несмотря на солидное название, суть сделки проста — Роснефть берет в долг деньги у Центрального банка на очень короткий срок; на конец квартала задолженность по таким сделкам составляла 1.087 трлн рублей, то есть около 18 млрд долларов; за 2-й квартал эти долги снизились на 159 млрд рублей, которые были возмещены за счет уже указанных облигаций и кредитов.
Всего статья «Кредиты и займы и прочие финансовые обязательства» отчета сейчас включает около 57 млрд. долларов. Добавив сюда долг китайцам на 25 миллиардов долларов, нетрудно вычислить, что сумма долгов Роснефти составляет сейчас 82 миллиарда долларов!
Роснефть не делится своими планами на то, как она будет погашать эти долги. Самое смешное, что компания продолжает наставать, что никакой проблемы с задолженностью нет, и её долги равны всего лишь показателю в 1,7 EBITDA.
Арифметика здесь проста. Во-первых, почему-то выкидывается из общего долга китайская задолженность — с таким же успехом венесуэльская PDSVA может не учитывать в составе внешней задолженности кредиты от Роснефти. Во-вторых, из долга вычитается сумма наличествующих у компании денег, которую еще не успели потратить. Формально верно, но учитывая, как эти деньги расходуются — издевательство. К деньгам приравниваются еще и другие «ликвидные» активы — и долг чудесным образом сокращается до 38 миллиардов. Непонятно, правда, кого такими незатейливыми трюками хотят успокоить.
Впрочем, можно предположить, что если Роснефть совершенно перестанет платить любые налоги, то через несколько лет сможет полностью погасить задолженность — если цены на нефть сильно не упадут. Непонятно только, на что это время будут жить россияне.
Опубликованная отчетность, как и вся деятельность «Роснефти» за прошедший квартал еще раз подтверждает, что «Роснефть» — это не просто компания. Это отдельное явление, особого рода организация, представляющая из себя скорее часть государства, нежели мир капитала, де-факто министерство нефтяной промышленности. Из частного в Роснефти осталось только наличие иностранных инвесторов — похоже, только ради которых компания еще продолжает платить дивиденды — и заоблачные доходы руководителей.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 7 по 11 августа здесь.