Кто остался без российской нефти. Хроника нефтяной войны
Экспортная нефть по нефтепроводу «Дружба» прекратила поступать в Германию, Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию. Эксперты полагают, что эти страны не испытают серьезных проблем, если перебои будут временными и не продлятся более недели. Иначе им придется расконсервировать стратегические запасы. Лучше всех дела обстоят у Германии — немцы могут продержаться на своей «заначке» несколько месяцев. У других ситуация напряженнее: Чехия располагает резервами на 102 дня, Венгрия — на 90, Польша — на 80, Словакия — на 73.
В специальном заявлении руководства Еврокомиссии говорится, что прекращение поставок российской нефти в Европу через Белоруссию «не представляет непосредственной угрозы» для энергетики стран ЕС. И все же: на экстренном заседании Координационной группы по поставкам энергоносителей «будут рассмотрены вопросы энергетической безопасности ЕС, определены возможности получения дополнительных объемов нефти по альтернативным каналам». В первую очередь — из Норвегии.
Замминистра экономики Польши Петр Наимский назвал «беспрецедентными» действия официального Минска. По его мнению, разразившийся конфликт заставляет считать «ненадежным» восточное направление поступления энергоносителей в Европу. Если перебои продолжатся, то его страна будет вынуждена закупать танкерами более дорогую, но менее «политизированную» нефть в Норвегии.
Канцлер Германии Ангела Меркель тоже полагает, что страны ЕС должны меньше зависеть от поставок энергоносителей из России. Она видит выход в так называемом «энергомиксе» — более широком подключении к энергоснабжению ФРГ альтернативных производителей. Канцлер также дает понять, что готова пересмотреть отношение к атомной энергетике, от которой власти собирались отказаться.
———————
Хроника нефтяной войны
8 декабря 2006 года российское правительство устанавливает с 1 января 2007 года пошлину при ввозе на территорию Белоруссии нефти в размере $180.7 за тонну.
1 января 2007 года Белоруссия объявила, что устанавливает свою пошлину — за транзит по своей территории нашей нефти в размере $45 за тонну.
6 января 2007 года главе «Транснефти» Семену Вайнштоку приходит повестка в суд по обвинению в том, что его компания не платит белорусских пошлин. Начинается незаконный отбор российской нефти в счет уплаты пошлин.
7-8 января 2007 года «Транснефть» самостоятельно прекращает поставлять сырье в нефтепровод «Дружба».
8 января остановлены поставки нефти в Словакию и Венгрию по южному ответвлению нефтепровода «Дружба».
—————————————-
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко:
«Россия в 1995 году отказалась от взимания экспортной пошлины на нефть при поставках в Белоруссию. Было подписано соглашение, которое устанавливало «синхронизирующие режимы установления экспортной пошлины на нефтепродукты». Российские ставки экспортных пошлин на нефтепродукты должны были автоматически устанавливаться на белорусско-западной границе. Однако в 2001 году белорусская сторона в одностороннем порядке вышла из этого соглашения и с этого момента устанавливала режим экспортных пошлин на нефть самостоятельно (ставки устанавливались в 2-3 раза ниже, чем российской стороной. — «Известия»). Это привело к тому, что это направление стало неким офшором, пылесосом, который создавал необоснованным образом преимущество исключительно для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, что исказило всю картину по регулированию потоков нефти и нефтепродуктов».
Глава Минэкономразвития Герман Греф:
«Решение Белоруссии о взимании платежа за транзит российской нефти беспрецедентно в мировой практике, оно нарушает два двусторонних соглашения между Россией и Белоруссией и соглашение о транзите между российской «Транснефтью» и ее белорусскими коллегами, то есть таким образом нарушаются три уровня договорной базы. Кроме того, в международной практике таможенные пошлины подразумеваются либо импортные, либо экспортные. В данном же случае этот платеж мы не можем рассматривать ни как импортную, ни как экспортную пошлину — в пункте 1 постановления правительства Белоруссии говорится о введении пошлины на транзит через Белоруссию, а во втором пункте — о том, что оформлять его необходимо только российской «Транснефти». Получается, это целевая пошлина в адрес одной компании».