Кто будет контролировать причерноморские средства транспортировки — нефте- и газопроводы — Россия или США?

Одесса (Украина). Прошло уже более 150 лет с тех пор, как в последний раз западные силы пытались поставить под сомнение контроль России над Черным морем. Точнее говоря, с 1854 года, когда армии Наполеона III и королевы Великобритании Виктории атаковали Севастополь во время Крымской войны, — пишет бразильская Monitor Mercantil в статье «США и ЕС стремятся к переделу Черного моря».

Вот и теперь, неожиданно, американцы и европейцы снова заговорили о влиянии в Черном море в крайне агрессивных выражениях в отношении правительства Москвы, используя энергетический сектор в качестве «острия» этой политики.

Нефть и природный газ Каспийского моря и Средней Азии, чтобы попасть на рынки Европы, должны пересечь Черное море. Однако кто будет контролировать средства транспортировки — нефте- и газопроводы — Россия или США?

Еще недавно господство России в Черном море было абсолютным и бесспорным. Но после распада Советского Союза все изменилось.

В то же время Молдова, Румыния и Болгария, уже интегрированные в Евросоюз, не скрывают удовлетворения своим членством в НАТО, куда они вошли по инициативе США.

В опубликованной прошлым летом откровенной статье Брюса Джексона, известного лоббиста и приближенного к Джорджу Бушу, которому в 2003 году удалось добиться подписания всеми странами Восточной Европы письма в поддержку вторжения в Ирак, буквально говорится следующее: ‘Главная аксиома стратегии в Черном море состоит в геополитическом ревизионизме’.

Далее он требует — ни больше, ни меньше — вывода русских войск и ликвидации российских баз стратегических вооружений в этом регионе. Затем он буквально рекомендует президенту США внедрение туда европейских институтов, открытие рынков и начало массированных европейских инвестиций.

Одновременно рекомендуется интеграция Украины и Грузии в Евросоюз в 2008 году, а также оказание политической, экономической и военной поддержки бывшим советским социалистическим республиками, расположенным вокруг Черного моря, чтобы «они могли таким образом порвать с русским империализмом».

Энергетический спор

Согласно Джексону, борьба «за обладание транспортными средствами перекачки нефти и газа из региона Каспийского моря и Средней Азии в Европу по коридору, который пересекает Кавказ, проходит через Западную Украину и связан с системой нефте- и газопроводов Турции» рассматривается как главный элемент российско-американо-европейского спора за Черное море.

«Эта стратегия, — говорится в его статье, — должна стать общей стратегией США-ЕС в отношении нефте- и газопроводов, пересекающих Кавказ и Черное море».

Он предлагает, чтобы такое соглашение «включало введение ограничений на российский экспорт нефти и газа в Европу, помимо установления барьеров для российских инвестиций в энергетическую структуру в Европе. . .».

Именно поэтому, не теряя времени, Евросоюз сделал абсолютным приоритетом строительство газопровода Nabucco. Предполагается, что этот гигантский газопровод протяженностью в 3400 км и стоимостью в 4,6 млрд. евро будет введен в эксплуатацию в 2012 году.

Его начало будет в Азербайджане, и он пройдет до Австрии через Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию. Есть также перспектива в последствии перекачки по нему природного газа из Казахстана, Туркмении и даже Ирана.

Понятно, что в Вашингтоне не устают этому аплодировать и всячески поддерживают этот проект, за исключением того, что касается транспортировки газа из Ирана.

Россия, со своей стороны, готовит почти параллельный газопровод европейскому Nabucco, но который закончится в Венгрии. Есть, впрочем, существенное отличие: поскольку Nabucco пересекает Турцию, в него будет поступать российский газ из газопровода ‘Голубой поток’, который пересекает Черное море.

«Голубой поток» — энергетическая связка между Россией и Турцией. Естественно, США даже слышать об этом не хотят. И хуже всего то, что местные племенные лидеры заявляют о своей готовности активно участвовать в игре против России в обмен на щедрое вознаграждение, что нагнетает напряжение в регионе.

Опасные мечты

Президент Румынии Траян Бэсеску не принадлежит к группе «племенных лидеров»: «Кроме проекта Nabucco, мы хотели бы также построить нитку газопровода от румынской Констанцы до итальянского порта Триест. Не исключаю в будущем строительство станции сжижения газа, который будет поступать из. . . Катара».

По словам Бэсеску, «приоритетом для Евросоюза является поиск альтернативных решений российской газовой монополии; в противном случае есть очень большой риск, что российский «Газпром» превратится в орган политического давления на Европу». У Бэсеску была возможность показать свои планы Бушу во время их встречи в Овальном кабинете Белого дома в марте 2005 года. И все указывает на то, что его планы нашли отклик.

Достаточно напомнить, что в июне прошлого года при полном согласии и политической поддержке Буша и финансировании североамериканскими «фондами» Бэсеску создал «под своим высоким покровительством» так называемый «Черноморский Форум».

Эта загадочная организация «преследует цель создание базиса для институтов безопасности в регионе». Естественно, русские вышли из себя.

«В отношении безопасности Румыния предпочла североамериканский зонтик риторике Брюсселя», — меланхолично заметила по этому поводу французская газета Le Monde и добавила: ‘В спорах об определении сфер влияния и путей потока энергетического сырья вокруг Черного моря, позиция Бухареста по вопросу безопасности предоставляет важные преимущества Вашингтону’.

Эти мечты, возможно, так ими и останутся, но они способны спровоцировать напряженность и вызвать политические конвульсии в регионе Черного моря.

Таким же образом рассыпались мечты Украины, которая несколько лет назад вместе с Азербайджаном, Грузией и Молдовой с помпой создала Периферийный Альянс (ГУАМ), надеясь, что будет перевозить по Черному морю танкерами азербайджанскую нефть от побережья Грузии в Украину и станет тем самым новым энергетическим центром.

Праведный гнев Кремля

У Кремля есть все основания демонстрировать нервозность при таком развитии событий. В течение всего 20-го века он привык рассматривать Черное море как свое внутреннее озеро, на южном берегу которого просто есть Турция. Но теперь он видит американские военные базы, устроенные по берегам в Болгарии и Румынии, видит, как лично Буш приглашает Украину и Грузию вступить в НАТО, а сама Россия ограничивается небольшим участком территории на северо-востоке Черного моря.

Без всякого сомнения, Россия использует энергию в качестве оружия политического шантажа и привлечения на свою сторону стран этого региона. Когда осенью прошлого года произошло обострение отношений между Россией и Грузией, счет Тбилиси был выставлен менее чем за месяц — российский «Газпром» увеличил цену на российский природный газ, поставляемый в Грузию, более чем на 100 процентов, со 110 до 235 долларов за тысячу кубометров!

В 2006 году Европа присутствовала при психодраме, инсценированной Украиной своей западнофильской «оранжевой» революцией, которая подняла цену на российский газ сначала до 90, а затем до 135 долларов. Нечто похожее произошло и с Молдовой.

Однако, поднятый западными СМИ истерический вопль по этому поводу — не что иное, как лицемерие. Совершенно невозможно, чтобы Москва финансировала капиталистическое развитие стран, которые проводят не только проамериканскую, но и часто откровенно антирусскую политику, ‘по социалистическим ценам’.

Конечно, для Вашингтона такая ‘навязанная нелепая политика’ Кремлю была бы выгодной, но эта комедия должна когда-то закончиться, и США должны взвалить на свои плечи груз поддержки этих стран.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
США ввели санкции против «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти»
США объявили о самых существенных санкциях против энергетики России
США ввели санкции против «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» (Видео)
США ввели масштабные санкции против российских нефтегазовых компаний и их топ-менеджеров.