Круглый стол по бензину: тюменцы не откликнулись

Автомобиль — это роскошь, а не средство передвижения. В этой истине автовладельцев убеждают как на дрожжах растущие цены на бензин. Вроде бы замершие в начале года, весной они ринулись вверх с удвоенной силой. На юге Тюменской области резкий рывок цены на горючее совершили в начале апреля, когда топливо подорожало в среднем на 1,5 рубля. С чем связано подобное удорожание бензина и чего ждать автолюбителям в ближайшем будущем, попытались выяснить руководители Союза автолюбителей Тюмени, которые организовали круглый стол по «бензиновой» теме.
Однако широкого спектра мнений, как и бурного интереса общественности, увидеть не удалось — представители управления по защите прав потребителей, территориального управления федеральной антимонопольной службы, а также компаний, реализующих нефтепродукты на территории региона, на встречу не явились. Не заинтересовало мероприятие и рядовых автовладельцев — обсудить весьма актуальную тему пришли только журналисты. На интернет-форумах тема вызвала ажиотаж, однако в реальности все оказалось иначе, посетовал председатель правления Союза автолюбителей Владимир Раков. «Можно много говорить, но ничего не делать», — сокрушался он. Остается только догадываться, почему столь актуальная тема не привлекла тюменцев: то ли автовладельцы действительно смирились с политикой нефтяных гигантов, то ли уверены в тщетности любых мер, то ли попросту пассивны
Как сообщает Вслух.ру, ситуацию, сложившуюся на рынке реализации нефтепродуктов, объяснил собравшимся единственный эксперт, пришедший на мероприятие, — президент Тюменского топливного союза Юрий Мельников. Россия как одна из самых крупных нефтедобывающих стран в мире имеет очень большой экспортный график, во многом бюджет страны зависит от экспорта нефти и газа. При высоких ценах на черное золото и относительно низкой экспортной пошлине на нефть и нефтепродукты компаниям выгоднее отправлять сырье на экспорт, нежели реализовывать на внутреннем рынке. В результате, в стране возникает дефицит нефтепродуктов и цены подтягиваются к экспортным. В ближайшее время объем экспорта вырастет еще сильнее в связи с началом навигации. Кроме того, с середины марта наступил период повышенного спроса на нефтепродукты, который обостряет дефицит, цены опять же растут.
Если завтра нефть резко подешевеет, то и внутренние цены упадут, заявил Юрий Мельников, однако и цены на нефть, и на нефтепродукты сегодня спекулятивные, добавил эксперт. Аналитики и нефтяники в голос заявляют, что нефть не может стоить больше 80 долл. за баррель. Спекулятивная цена, в свою очередь, является следствием кризиса в мировой экономике, который подстегивает инвесторов вкладывать свободные средства в золото, платину и энергоресурсы.
Искусственный дефицит нефтепродуктов на рынке создают и сами НПЗ, встающие на профилактику в пиковый период. Топливный союз уже не раз обращался в антимонопольную службу и МЭРТ с предложением установить график ремонтов НПЗ, поделился Мельников.
В свою очередь никакого механизма регулирования цен на нефтепродукты у государства нет, заявил эксперт. Российский топливный союз не раз писал письма в МЭРТ, обращался к премьер-министру, но ответа не последовало. Единственный выход — создавать условия для падения цен. Топливный союз, в частности, предлагал повысить экспортную пошлину на нефтепродукты, чтобы добывающим компаниям было менее выгодно отправлять нефтепродукты за рубеж. Еще один не слишком эффективный метод — создание сырьевой биржи, которая недавно заработала в Санкт-Петербурге, но нефтяные компании не заинтересованы реализовывать нефтепродукты таким путем. У них есть долгосрочные контракты.
Розничная цена зависит в первую очередь от оптовой цены, поэтому регулировать нужно именно их, убежден председатель Тюменского топливного союза. На сегодняшний день в руках государства и крупных нефтяных компаний сосредоточено 80% всех НПЗ. Нефтяные госкомпании добывают 70% всей нефти в стране. Выходит, что государство само заинтересовано в высокой цене на бензин, в этой ситуации собирается больше налогов, высказал мысль Юрий Мельников. Законодателями цен по Тюменской области являются Омский НПЗ и Сургутский ЗСК. За март они пять раз поднимали оптовые цены на нефтепродукты, на бензин марки Аи-92 оптовая цены выросла за март на 2500 руб., привел пример Мельников.
Как ни странно, уровень доходности на АЗС не такой уж высокий — 7-8%. Между тем наценка в тех же продуктовых магазинах доходит до 40%. Независимым сложно выжить в таких условиях, пожаловался Юрий Мельников. Дело в том, что нефтяная компания получает прибыль не с продажи нефтепродуктов, а добытой нефти, поэтому может себе позволить делать розничные цены на нефтепродукты дешевле оптовых. И такие прецеденты есть. На Сахалине и Камчатке Роснефть торгует оптом дороже, чем в розницу. Тем самым она нарушает антимонопольное законодательство, выживая независимых.
Переходить на газ тоже не выход. Во-первых, голубое топливо дорожает не меньшими темпами, чем бензин, а во-вторых, перевод автомобиля на газ создает неудобства при его эксплуатации — сложнее приобрести детали, машина снимается с гарантии, быстрее летят запчасти, да и с экологической точки зрения этот способ проигрывает традиционному, рассказал Владимир Раков.
Сам Юрий Мельников отказался делать прогнозы, но вывод напрашивался неутешительный — бензин уже вряд ли подешевеет и, скорее всего, будет дорожать. Если страна пересядет на велосипеды и не будет покупать бензин по завышенной цене, только тогда нефтяные компании зашевелятся и будут что-то делать, но это вряд ли произойдет, отметил эксперт. «Можно, конечно, написать обращение, но по моему опыту никто на них не реагирует», — добавил Юрий Мельников.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Цены на природный газ на северо-западе США и в Западной Канаде находятся на рекордно низком уровне
Цены на природный газ в ключевых региональных центрах на тихоокеанском северо-западе США и в Западной Канаде достигли в этом году рекордно низкого уровня на фоне роста добычи в Западно-Канадском осадочном бассейне (WCSB) и высокого уровня запасов в этих регионах.
Глубоководные открытия изменят энергетический ландшафт Африки
Глубоководный сегмент Африки всегда играл ключевую роль в увеличении значительных объемов открытых месторождений, что способствовало поддержанию добычи углеводородов в Африке.