Кризис, как шанс для рывка
Министр экономического развития Республики Башкортостан Евгений ЕВТУШЕНКО поделился с региональной прессой своим видением последствий финансового кризиса для ТЭК страны.
По мнению чиновника, кризис вынудит уйти с рынка откровенно плохо работающие предприятия и те, которые паразитировали на недостатках финансовой системы.
Министерством экономического развития РФ и Минфином РФ четко просчитано, что при цене нефти 70 долларов за баррель федеральный бюджет будет оставаться профицитным. Он не уйдет в дефицит, даже если стоимость «черного золота» на мировом рынке упадет до 60 долларов за баррель. Да, к этой цифре она приближалась, но надо учитывать, что речь идет о среднегодовой цене нефти. То есть существенное падение ее стоимости на несколько дней или недель это еще не катастрофа. Ситуацию надо смотреть в динамике. Объективно мы сейчас близки к тому, что падение цен на нефть приостановится — благодаря тем мерам, которые планирует предпринять ОПЕК, и тому, что уже сделано руководством ряда государств — я имею в виду мощную накачку ресурсов в мировую экономику.
Если говорить о Башкортостане, то мы не планируем снижать ни добычу нефтяного сырья, ни объемы его переработки. Что касается снижения мировых цен на «черное золото», то финансовая система нашей страны устроена таким образом, что основная часть нефтяных доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых, таможенных платежей консолидируется либо в Резервном фонде или Фонде национального благосостояния (как вы знаете, именно в них трансформировался Стабилизационный фонд), либо в федеральном бюджете. Так что говорить о сильной зависимости доходности республиканской казны от нефтяных налогов не приходится. Но для нас очень неприятна следующая ситуация — очевидно, что падение цен на нефть приведет к определенному спаду в российской экономике в целом, сокращению инвестиций. То есть на нас более существенное влияние окажет вторая волна кризиса, которая «накатит», если цены на нефть будут оставаться низкими в течение нескольких месяцев.
Вместе с тем, Евгений Евтушенко не спешит называть ситуацию в ТЭК катастрофической. Есть факторы, по его мнению, которые в некоторой степени компенсируют снижение цен на нефть — рост курса доллара, например. Объем выручки российских сырьевых компаний напрямую зависит от него. Так что укрепление американской валюты частично компенсирует падение цен на нефть. Хотя в целом, конечно, ситуация для сырьевых экономик сейчас не самая благоприятная.
Вообще, надо сказать, что в любом кризисе есть и положительные моменты. Плюс нынешнего в том, что он вынудит уйти с рынка как откровенно плохо работающие предприятия, так и те, которые паразитировали на недостатках финансовой системы, занимались чисто посредническими делами. Выживут и укрепят свои позиции предприятия, которые вели более взвешенную экономическую и финансовую политику. Сейчас им, конечно, тоже приходится затягивать пояса, сокращать расходы, оптимизировать штаты, но потом они получат шанс для развития, потому что с рынка уйдут слабые игроки.
Если кризис подтолкнет государство принять меры для развития конкуренции, мы выйдем из него с инновационной экономикой. Не с такой, конечно, когда до 90 процентов продукции будет наукоемкой, но с измененной ее структурой, экономикой, которая живет не тем, что получает сверхприбыли, потому что ни к кому другому больше нельзя пойти за товаром, а зарабатывает прибыль благодаря тому, что предлагает продукт по разумным ценам. И сейчас очень важно, как в любой кризис, выбрать дальнейший путь развития. Если поймем, что надо отходить от сырьевой, монопольной экономики, и примем эффективные меры для этого — кризис при ряде негативных моментов будет иметь и серьезные плюсы для стратегической перспективы развития страны. Если же произойдет крен в сторону увеличения присутствия государства, то мы получим и серьезное замедление темпов экономического роста, и высокую инфляцию, причем не только на ближайшее время, но и в долгосрочной перспективе. Тогда об инновационной экономике придется забыть. Не могу сказать, что конкуренция — это совершенный механизм, но на сегодня ничего другого человечество не придумало для того, чтобы повышать эффективность производства. Если конкуренцию с рынка убрать, мы и дальше будем отставать от развитых стран.
Нынешний кризис, как ни парадоксально, дает хороший шанс для рывка. И предприятия с хорошим потенциалом и перспективой развития обязательно им воспользуются. То же самое можно сказать и про возможности отдельного человека.