Криминальные связи Виктора Иванова и Владимира Путина. Секретное досье, опубликованное лондонским судом
Высокий Суд Лондона в ходе слушаний по делу об убийстве Александра Литвиненко опубликовал конфиденциальное досье на главу ФСКН Виктора Иванова, составленное бывшим полковником ФСБ Юрием Швецом по заказу Литвиненко. По мнению Дина Эттью, бывшего главы британской компании Titon, для которой предназначалось досье, оно могло стать причиной убийства Литвиненко. В нем содержится информация о криминальных связях не только Виктора Иванова, но и Владимира Путина.
Открытая Россия публикует перевод досье.
Иванов Виктор Петрович родился в Новгороде. Паспорт ……….
С 1995 по 1997 проживал по адресу …………..
С 1997 по 1999 проживал по адресу …………..
С 1 января 2004 постоянно зарегистрирован по адресу …………..
в 1971 окончил Ленинградский электротехнический институт связи, факультет радиосвязи.
В 1978 окончил Высшие курсы КГБ.
Женат, имеет детей.
Жена: Иванова Вера Васильевна
Сын: Иванов Ярослав Викторович
Мать: Иванова Надежда Михайловна
Согласно официальной информации администрации Санкт-Петербурга, собственниками квартиры, расположенной по адресу ……………., являются сводная сестра Иванова Жанна Романова, ее муж Чигидин Алексей Валентинович и Иванова Надежда Михайловна (мать Иванова)
По данным МВД России, в криминальном плане Иванов чист. Как и в случае с Шуваловым, это означает, что обвинения в уголовных преступлениях и административных правонарушениях Иванову никогда не предъявлялись. Как и в случае с Шуваловым, это не означает, что Иванов никогда не нарушал российский закон. Так же, как и Шувалов, Иванов занимается частным бизнесом, что для правительственного чиновника противозаконно. Российские официальные лица часто пренебрегают этим законом, поскольку чувствуют себя неприкосновенными. Однако, как показывает советская история, условия могут изменяться.
Официально Иванов не владеет автомобилями.
История работы Иванова:
1971—1977: инженер научно-производственной ассоциации «Вектор»
1977—2000: служба в КГБ. В 1987—1988 служебная командировка в Афганистан.
В 1988—1994 служил в Ленинградском управлении КГБ (позже — ФСБ). Последняя должность — начальник отдела по борьбе с контрабандой.
В 1990 году совместно с Юрием Новолодским (петербургским юристом, председателем Балтийской коллегии адвокатов) основал Фонд делового сотрудничества «Базис», где занимал должность генерального директора. Иванов рапортовал своим начальникам, что фонд был создан для оперативных нужд КГБ. Это была ложь. В действительности это было частное предприятие, которым Иванов руководил вопреки закону и внутренним правилам КГБ.
В декабре 1990 года совместно с Борисом Грызловым и Валентином Чуйкиным он основал малое предприятие «Блок» и стал его директором. Он снова солгал начальству, что предприятие создано для оперативных нужд КГБ, и руководил им вопреки закону и правилам КГБ.
Согласно уставу, компания «Блок» занималась переработкой вторичного сырья и туризмом. Кроме того, Иванов включил в устав компании «научно-исследовательскую и консультативную деятельность». Однако компания никогда не занималась наукой, а что касается консультативной деятельности, то консультировал Иванов в основном Тамбовскую преступную группировку и ее лидера Владимира Кумарина.
В октябре 1994 года Иванов был отправлен в отставку в звании полковника и стал начальником управления административных органов мэрии Санкт-Петербурга. Мэр Анатолий Собчак назначил Иванова на эту должность по рекомендации своего помощника Владимира Путина. Иванов занимал эту должность до июня 1996 года и ушел нее, когда Собчак проиграл выборы Владимиру Яковлеву.
С 1996 по 1998 год Иванов был генеральным директором АО «Телеплюс», в число основателей которого, помимо российских компаний, входила American International Telcell Inc., дочерняя компания транснациональной корпорации Metromedia. «Телеплюс» занимался спутниковым телевещанием и транслировал 30 каналов, в том числе CNN и Euronews.
Когда Путин стал директором ФСБ, он назначил Иванова на ключевую позицию начальника Управления собственной безопасности ФСБ.
С апреля 1999 по январь 2000 года Иванов был заместителем директора ФСБ, начальником Департамента экономической безопасности; он отвечал за борьбу с организованной преступностью в сфере предпринимательства. В то время ФСБ освоила методы, прежде применявшиеся организованными преступными группировками: рэкет, вымогательство, защиту «дружественных» компаний и разрушение «недружественных».
5 января 2000 года исполняющий обязанности президента Путин назначил Иванова заместителем главы администрации президента; на этой должности он курировал кадровую политику.
Кроме того, Иванов курировал Комиссию по помилованию при президенте; она составляла списки осужденных, которые могли быть помилованы Путиным. В 2001 году в докладной записке на имя Путина Иванов обвинил комиссию в «мягком» подходе» и предложил ввести в ее состав «профессионалов». Председатель комиссии Анатолий Приставки выражал озабоченность по поводу того, что составляемые комиссией списки «фильтровались» Ивановым.
В 2001 году Иванов возглавил межведомственную рабочую группу по иммиграционному законодательству. В 2002 году группа разработала новый закон о гражданстве, который превратил 20 млн. этнических русских, живших на территории бывшего СССР за пределами России, в иностранцев. Кроме того, согласно этому закону, десятки тысяч российских военнослужащих, расквартированных в других странах бывшего СССР, оказались лицами без гражданства. Закон был принят Федеральным Собранием, но позже в него были внесены существенные поправки из-за возмущения в обществе, которое он вызвал.
С июня 2002 года Иванов — председатель совета директоров концерна «Алмаз-Антей», производящего системы ПВО С-300. На пост генерального директора компании Иванов назначил своего помощника Игоря Климова. В 2003 году Климов был убит.
В апреле 2004 года Путин реорганизовал администрацию президента; у ее главы Дмитрий Медведева осталось только два заместителя — Владислав Сурков и Игорь Сечин. Иванов был назначен помощником президента.
С июля 2004 года он глава межведомственной рабочей группы по разработке концепции национальной стратегии по борьбе с нелегальными доходами.
16 июня 2004 года он назначен заместителем председателя президентской комиссии по административной реформе.
4 ноября 2004 года он был избран председателем совета директоров «Аэрофлота».
Профессиональная эволюция
Хотя последним постом Иванова в КГБ был начальник отдела по борьбе с контрабандой, большую часть времени в Ленинградском управлении КГБ он работал с кадрами. КГБ направлял в службу кадров только тех офицеров, которые были непригодны к полевой работе в качестве оперативника или аналитика. Это была своего рода свалка, безнадежный и унылый конец профессиональной карьеры. Другие сотрудники КГБ относились к кадровикам с презрением. Кадровики в ответ собирали компромат на коллег и разрушали их карьеры. За время работы в кадровой службе у Иванова сформировалось несколько личных правил: правы всегда те, у кого больше прав (в бюрократическом смысле); никогда не надо проявлять инициативу — тот, кто ее проявит, должен будет ее осуществлять и в результате будет наказан за неудачу. Его подход к кадрам был таким: «Нам не нужны светлые головы в КГБ. То, что нам нужно, — это посредственность, но надежная и усердная».
Бывший начальник Иванова по Ленинградскому управлению КГБ описывал его как тихого человека, никогда не проявлявшего инициативы, это был своего рода «господин Никто».
Двухлетняя работа в Афганистане подтвердила эту оценку. КГБ направлял в Афганистан только тех офицеров,которые были бесполезны для работы в СССР и во внешней разведке.
Все изменилось в конце 1980-х, когда КГБ дал своим офицерам указание заниматься бизнесом и привлекать к этому любых полезных людей, включая преступников, которые в те времена были единственными, кто знал, как работает рынок, по крайней мере, черный.
Выполняя приказ, Иванов установил деловые связи с Тамбовской преступной группировкой и ее лидером Владимиром Кумариным. Тамбовская ОПГ вела битву не на жизнь, а на смерть с другой могущественной бандой — Малышевской — и ее лидером Малышевым. В этой гангстерской войне Иванов принял сторону Кумарина и помог его группировке победить. Основным активом, за который они бились, был Санкт-Петербургский морской порт, который использовали как перевалочную базу при перевозке колумбийских наркотиков в Западную Европу.
В результате этого сомнительного делового сотрудничества Иванов приобрел долю в капитале Санкт-Петербургского морского порта, и этим бизнесом он управляет до сих пор. С другой стороны, в середине 1990-х Тамбовская ОПГ трансформировалась в холдинг с множеством филиалов и дочерних компаний.
По иронии судьбы, пока Иванов сотрудничал с бандитами, его перевели в отдел по борьбе с контрабандой и назначили его начальником. Его бывшие подчиненные описывают его как самодура, грубого, авторитарного и упрямого.
Это были времена, когда черта между сотрудниками правоохранительных органов и профессиональными преступниками часто была очень тонкой.
Когда Иванов сотрудничал с бандитами, ему покровительствовал Владимир Путин, который отвечал за внешнеэкономические связи в мэрии Санкт-Петербурга, возглавляемой Анатолием Собчаком.
Сам Путин в те времена не был абсолютно чист перед законом. Так, 12 июня 2000 года председатель СБУ (Служба безопасности Украины, наследница КГБ) Леонид Деркач составил секретный доклад президенту Леониду Кучме, основанный на документах, которые, как утверждает Деркач, были получены СБУ в Германии. Согласно этим документам, германская компания SPAG с ведома Путина отмывала деньги колумбийского наркокартеля, вкладывая их в петербургскую недвижимость. Путин был членом «комитета советников» SPAG, а Владимир Кумарин был членом совета директоров одной из дочерних компаний SPAG. Кучма дал Деркач указание устно проинформировать об этом американцев.
Это были странные времена. Иванов, глава департамента ФСБ, боровшегося с контрабандой, сотрудничал с Тамбовской ОПГ, помогая ей получить контроль над Санкт-Петербургским морским портом. Морской порт бандиты использовали для перевозки наркотиков в Европу. Путин в мэрии консультировал компанию SPAG, по некоторым сведениям, отмывавшую в Петербурге деньги колумбийского наркокартеля. Кумарин, лидер Тамбовской ОПГ, был в совете директоров дочерней компании SPAG.
В эти времена и сложились особые отношения между Путиным и Ивановым.
Когда Путин был назначен директором ФСБ, он получил холодный прием у части руководства ФСБ в Москве. Как и Иванов, он был неудачником в КГБ, и его назначение воспринималось высшими чинами КГБ как оскорбление.
Путин немедленно назначил Иванова начальником управления собственной безопасности ФСБ и дал ему задание вычистить спецслужбу. Люди, работавшие в те времена под началом Путина, говорят, что Иванов выполнил миссию «Великого инквизитора». В течение нескольких месяцев Иванов был, вероятно, единственным человеком в ФСБ, которому Путин доверял. Спецслужба была деморализована и практически парализована.
Когда Иванов руководил кадровой службой Кремля в 2000—2004 годах, он стал соавтором так называемой «башкирской избирательной технологии». Эта «технология» заключается в том, что потенциальному победителю выборов, если он не устраивает Кремль, отказывают в регистрации или же его снимают с выборов по ходу кампании. Эта «технология» под руководством Иванова была применена на выборах губернатора Саратовской области, губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, губернатора Курской области, главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, мэра Сочи, губернатора Приморского края, губернатора Нижегородской области, губернатора Ростовской области, президента Якутии, президента Северной Осетии, президента Ингушетии, мэра Нижнего Новгорода, мэра Кызыла, мэра Новороссийска, главы администрации Омской области, президента Чечни, главы администрации Кировской области.
Личные характеристики
Партнеры Иванова по бизнесу характеризуют его как очень сложного человека. Он в высшей степени скрытен. При ведении переговоров он умеет направлять их в нужное ему русло и манипулировать собеседником.
Где бы Иванов ни работал, он намеренно восстанавливал людей друг против друга, таким образом создавая недружественную среду, в которой он мог бы доминировать, «разрешая» конфликты, созданные им самим.
Он стремится извлечь личную выгоду почти из любого события и из отношений с любым человеком. Он не любит проекты, которые не приносят ему прибыли, и мастерски избегает таких поручений. Иванов старается установить «братские» отношения с людьми, которые ему нужны. Тем не менее, он очень обидчив и не склонен легко прощать обиды.
Он великолепно понимает баланс сил вокруг него, определяет скрытых лидеров (что особенно важно в сюрреалистическом мире российской бюрократии) и прекрасно умеет использовать свои знания к своей личной выгоде.
Лучший способ иметь дело с Ивановым — держать его на расстоянии и не позволять ему сближаться с вами, потому что при близком знакомстве вы рискуете его чем-то обидеть, а обиженный Иванов может быть опаснейшим врагом.
Хотя это противозаконно, Иванов продолжает заниматься бизнесом в Санкт-Петербурге; его бизнес связан с нефтью и морским портом.
Источники, знакомые с Ивановым, называют его «рукой, приводящей вещи в порядок».
Он агрессивно пользуется своими контактами в российских органах власти и СМИ. Это позволяет ему не допускать утечек негативной информации о нем. Если же такая утечка случается, он всегда старается найти виновного и наказать его.
Иванов мстителен. Он был одним из организаторов атаки на ЮКОС и Михаила Ходорковского. Бывший помощник Иванова рассказывает, что враждебное отношение к Ходорковскому сложилось в Кремле, когда тот публично сказал Путину, что его петербургские коллеги проворачивают грязные сделки с нефтью, чтобы профинансировать следующую президентскую кампанию. Иванов был одним из тех «коллег», и он приложил все усилия, чтобы открыть уголовное дело против Ходорковского, добиться сурового приговора и сделать пребывание Ходорковского в колонии как можно более тяжелым.
Иванов пользуется прямым доступом к Путину, что позволяет ему осуществлять его бизнес-проекты.
Установление деловых связей с ним может принести пользу бизнесу, хотя не прибавит симпатий среди российской элиты, которая Иванова недолюбливает. Многие представители нового поколения российских лидеров рассматривают Иванова как реликтовую фигуру, более подходящую к сталинским временам, чем к современному окружению.
Источник, работавший с Ивановым, рассказал, что у него латентный комплекс неполноценности. Очевидно, он понимает, что его интеллект невысок, и компенсирует это интригами в византийском стиле; на этой почве он чувствует себя уверенно.
Хобби:
Иванов любит охотиться и коллекционирует старинные книги. Интересуется историей, особенно военной тактикой. Любит получать подарки, в особенности ценные документальные книги и исследования на военные темы, но не художественную литературу.