Короли бензоколонки
Новый закон «О защите конкуренции», два года лоббировавшийся Федеральной антимонопольной службой, вчера вступил в силу. Глава ФАС Игорь Артемьев возлагал большие надежды на этот документ: он говорил, что теперь у службы появятся реальные полномочия для борьбы с монополизацией рынков, прежде всего топливного. Как известно, именно сговором нефтяных компаний в последние годы чиновники предпочитали объяснять растущие цена на бензин и отсутствием законодательных рычагов противостоять этим сговорам.
Новый закон в ФАС начали разрабатывать сразу же, как только Министерство по антимонопольной политике в 2004 году было реорганизовано и антимонопольный орган возглавил г-н Артемьев. В начале 2005 года проект закона был рассмотрен на заседании правительства. «Главная задача — оказать влияние на поведение крупных компаний», — говорил тогда г-н Артемьев и предупреждал, что в случае нарушения ими антимонопольного законодательства реакция будет «жесткой, бескомпромиссной, максимально эффективной». А премьер Михаил Фрадков сразу дал понять, что законопроект ему «люб», что он отстраивает «правильные взаимоотношения между государством и бизнесом». И, что самое главное, оказывает содействие не какому-нибудь бизнесу, а только «честному и социально ориентированному».
В отличие от предыдущего закона «О конкуренции» в новом документе содержится четкое определение согласованных действий компаний, направленных на регулирование товарных рынков. Теперь ФАС, говорится в нем, может доказывать наличие ценового сговора на рынке без предоставления письменных документов или «соглашений, ограничивающих конкуренцию». «Обычно суды требовали бумаги, подтверждающие сговор, а их, естественно, нет», — говорят в ФАС. Соответственно все судебные споры служба проигрывала. Теперь, согласно новому закону, согласованные действия «не предполагают заключение их участниками соглашений или достижение каких-либо иных формальных договоренностей и обеспечиваются за счет прямого информационного обмена и устоявшихся и не требующих специальной договоренности способов реагирования».
Кроме этого, в новом законе изменено понятие доминирующего положения на рынке. В частности, снижена процентная доля монополизации компании на одном рынке с 65 до 50%. В случае, если компания занимает более половины рынка, она должна предъявить ФАС доказательства отсутствия сговора. Для отдельных рынков в новом законе вводится понятие «коллективного доминирования». При этом в некоторых случаях, компании могут быть признаны доминирующими, даже если на их долю приходится менее 35% рынка. В первую очередь эти случаи относятся к товарам неэластичного спроса (например, тот же бензин), которые в данном регионе производятся тремя или менее компаниями, а доступ конкурентов на этот рынок ограничен.
Реально действовать новый закон начнет лишь после принятия Госдумой поправок в Кодекс об административных правонарушениях, в которых предполагается заменить мизерные штрафы — максимум 500 тыс. руб. — на 0,5-4% от выручки за предыдущий год за нарушения антимонопольного законодательства. «Комитет эти поправки уже одобрил, так что первое чтение может состояться в ноябре», — сообщили «Времени новостей» в ФАС.
Как признаются в антимонопольном ведомстве, единственной сферой применения нового закона может стать рынок бензина. «Собственно, под него и готовился сам закон», — признаются в антимонопольном ведомстве. Для ФАС бензин был и остается одним из самых слабых мест, за что ведомству регулярно достается от правительства. По данным ФАС, сейчас в 70 регионах России половину рынка бензина занимает одна или несколько нефтяных компаний. В итоге накрутка поставщиков к реальным ценам на топливо достигает порядка 20%.
Нефтяники к новому закону отнеслись настороженно. «Мы будем работать в рамках закона, — говорит представитель ЛУКОЙЛа, — но считаем, что меры, прописанные там, должны применяться на уровне федеральных округов, а не отдельных районов, а то так иногда можно дойти до крайностей, когда в условиях одной заправки на деревне компанию можно будет обвинять в нарушениях. Возможно, что, как и в случае с законом об экспорте газа, в него по мере применения, будут вноситься поправки, и мы будем отстаивать свою позицию». Аналогичной позиции придерживаются в ТНК-ВР. Представитель компании говорит, что в стране, грубо говоря, всего 7 тыс. из 29 тыс. заправок принадлежат крупным компаниям. Поэтому договориться со всеми попросту физически невозможно. Но если ФАС вдруг заподозрит сговор, то, очевидно, юристы нефтяных компаний будут ожесточенно оспаривать предписания службы.
А в Московской топливной ассоциации в силу нового закона верят. «Он ужесточает возможности картельного сговора, поэтому будет действовать как профилактическая мера в регионах, что благоприятно скажется на противодействии росту цен на бензин», — заявил «Времени новостей» вице-президент МТА Алексей Небольсин. Но действие закона, по его словам, можно будет проверить только этой весной с началом сезонного повышения цен. «Согласно нашему мониторингу, с начала сентября стоимость литра бензина упала на 40 копеек и будет падать до января. Рост можно ожидать в апреле», — говорит г-н Небольсин. Правда, со вчерашнего дня прогнозы МТА уже стали вне закона «О защите конкуренции», предполагающего ограничение деятельности координирующих организаций на рынке, в частности по публикации ценовых прогнозов. «Когда руководители ассоциации, объединяющей участников рынка, говорят, что с такого-то месяца цены вырастут, это становится сигналом рынку на повышение», — пожаловались в пресс-службе ФАС. По материалам «Время новостей».