Китайский сценарий
«Роснефть» и индийская Oil and Natural Gas Corporation Ltd. (ONGC) сообщили вчера о подписании меморандума о взаимопонимании. Как говорится в сообщении российской компании, при подписании этого документа стороны исходили из «положительного опыта сотрудничества в рамках проекта «Сахалин-1» — единственного на территории России, в котором участвует индийская компания. Меморандум же предполагает дальнейшее расширение сотрудничества компаний «посредством реализации других проектов в России, Индии, а также на территории третьих стран». О каких именно проектах идет речь, компании предпочитают не раскрывать. Однако в минувший понедельник вице-премьер и министр обороны России Сергей Иванов в ходе своей поездки в Индию сообщил журналистам, что Россия «заинтересована в участии индийского капитала в реализации проекта «Сахалин-3» и в освоении Ванкорского месторождения в Красноярском крае». Кроме того, вчера Владимир Путин сообщил, что государства рассматривают возможности строительства нефтегазовых объектов на территории Индии, «в том числе в сфере строительства объектов добычи и транспортировки нефти и природного газа на территории Индии и в прилегающем районе».
Как отмечено в сообщении компании, в рамках подписанного вчера меморандума «Роснефть» и ONGC рассмотрят возможности для совместного участия в проектах по геологоразведке, добыче, транспортировке и экспорту углеводородов, включая совместное участие в аукционах по приобретению активов. Кроме того, «Роснефть» и ONGC также договорились провести совместное изучение возможностей участия в проектах по нефтепереработке и розничному маркетингу на территории Индии, используя связи с другими компаниями в этой стране. Для этого «Роснефть» и ONGC создадут две совместные рабочие группы, одна из которых будет отвечать за развитие деятельности в сфере добычи, а вторая — в сфере переработки и сбыта. После определения проекта, в котором стороны согласятся принять участие, предполагается принять решение о структуре совместного предприятия, которое может быть создано для его реализации.
Подписанный «Роснефтью» меморандум напоминает первые шаги компании по развитию сотрудничества с Китаем.
Но если отношения с Поднебесной у российской компании уже налажены (созданы два совместных предприятия — одно по добыче в России, другое — по строительству НПЗ в Китае, китайская Sinopec совместно с «Роснефтью» выиграла тендер на покупку «Удмуртнефти» и т.д.), то работу с Индией еще придется построить. У «Роснефти» и ONGC есть только один совместный проект — «Сахалин-1», в котором каждой из компаний принадлежит по 20%. Однако дальше этого отношения не идут. В частности, в 2003 году ONGC пыталась договориться об участии в освоении Ванкорского месторождения, но не договорилась с владельцем лицензии — «Роснефтью». В 2004 году она обратилась в российское правительство с просьбой принять участие в аукционе по продаже «Юганскнефтегаза», но не была допущена, а этот актив достался, как известно, «Роснефти». В мае прошлого года ONGC составила конкуренцию госкомпании в торгах по «Удмуртнефти», которую продавала ТНК-ВР.
Как отмечают аналитики, сейчас «Роснефть» в первую очередь заинтересована в финансовом участии ONGC при разработке нефтегазовых проектов на территории России. «И тут «Роснефть» может предложить большой выбор проектов: на Камчатке, на арктическом шельфе, на Сахалине», — считает аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов. Однако сама ONGC настаивает пока только на одном проекте — «Сахалине-3». За день до приезда Владимира Путина министр нефти Индии Мурли Деору сообщил, что в ходе переговоров с российским президентом Индия намерена поднять вопрос о своем участии в проекте «Сахалин-3». Владимир Путин заверил индийские компании, что Россия будет «всячески поддерживать движение вперед», но пока неизвестно, пообещал ли он ONGC долю в этом проекте.
Надо сказать, что на этот сахалинский проект уже набирается слишком много претендентов. Дело в том, что еще в 1993 году тендер на Киринский блок (собственно, та часть «Сахалина-3», на которую претендует ONGC) с запасами около 720 млрд кубометров газа и 453 млн тонн нефти выиграл консорциум ExxonMobil, ChevronTexaco и «Роснефти». Позже итоги тендера были отменены, и этот проект был признан «стратегическим», но ExxonMobil до сих пор считает его своим. Кроме того, на этот блок претендует и «Газпром». В январе этого года зампред правления концерна Александр Ананенков сообщил, что монополия планирует войти в «Сахалин-3»: «Уже в 2007 году «Газпром» готов потратить на геологоразведочные работы в рамках этого проекта 10-15 млн долл.», — сказал он. Поэтому не исключено, что ONGC может и не получить этот актив. По материалам «Времени новостей».