Китай дешевле России
Цены в Китае практически по всем позициям ниже российских. Даже на бензин, который в значительной степени является экспортной продукцией. Россия — страна экспортирующая нефть, Китай ее импортирует, а между тем цены в Китае ниже, признают эксперты. Этот парадокс объясняется тем, что в России наблюдается дисбаланс между мировыми ценами на нефть и уровнем экспортной пошлины, говорят эксперты.
Парадокс, когда цены на бензин в России оказываются выше цен на топливо в Китае, объясняется тем, что в России наблюдается дисбаланс между мировыми ценами на нефть и уровнем экспортной пошлины, рассказала ChinaPRO аналитик ИК «Финам» Айгюль Зиянгулова.
Если четыре года назад экспортная пошлина составляла $101 за тонну, а нефть марки Urals стоила столько же, сколько сейчас, но тогда бензин стоил 14,17 руб., то сейчас 21,2 руб. В перспективе снижение цен на нефть возможно не только за счет снижения налоговой нагрузки, а также в связи с падением спроса на топливо. Снижение цен на бензин будет предположительно продолжаться до весны 2009 г., как реакция на падение стоимости сырья, снижение закупочных цен на бензин и уменьшение ставки НДПИ, комментирует Зиянгулова.
По ее словам, на динамику цен на топливо влияет ряд взаимосвязанных факторов, таких как качество продукта, временная привязка оценки, цены спроса и предложения, а также ряд других аспектов. В то время как цены на нефть на мировом рынке снизились более чем на $100 за баррель, на внутреннем рынке РФ произошла только лишь косметическая корректировка цен. Оптовые цены на бензин с июля 2008 г. снизились примерно на 47%, снижение в розничном секторе составило порядка 10%. «Если мировые цены на нефть продолжат снижение, подешевеют и оптовые цены на нефтепродукты, что в некоторой степени может повлиять и на розницу в топливном сегменте. Снижению цен на топливо препятствует неразвитая конкуренция, низкая эффективность отечественных НПЗ и пассивная роль государства на рынке. Кроме того, сохранению текущих цен на топливо способствует высокий спрос на бензин и дизтопливо со стороны населения в связи с динамично растущим российским автопарком», — говорит эксперт «Финама». Тем не менее, благодаря усилию ФАС и административным решениям ряда нефтяных компаний в некоторых регионах с начала декабря по текущий произошло снижение цен на АИ-92 на уровне 5%. На перспективу ближайших 2-3 месяцев можно ожидать снижения цен в топливном ритейле на уровне 4-6%, если ФАС продолжит активно контролировать ценообразование в данном сегменте. Таким образом, при учете текущей цены на АИ-92 на уровне 21,15-21,2 за литр, снижение цен в указанном периоде времени может составить до 1,5 руб, прогнозирует эксперт.
По оценкам Зиянгуловой, в данный момент в Китае цены на бензин, аналогичный марке АИ-92, в среднем на $0,09 дешевле, чем в России ($0,77 за литр), и составляют $0,68 за литр. Однако с 19 декабря власти КНР планируют существенно снизить цену на бензин до уровня $820 за т, что соответствует цене $0,59 (около 16,5 руб.). Однако данное снижение будет компенсировано ростом налогов на подешевевшее топливо — рост сборов на бензин с 1 января 2009 года составит порядка $0,14 за литр (или $195,4 за тонну), рассказала собеседница ChinaPRO.
Нефтепродукты на eOil.ru