Худайнатов попросил господдержку для крупнейшего проекта в Арктике

«Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова претендует на господдержку для кластера в Арктике с беспримерным объемом добычи нефти — более 50 млн т в год. Эксперты называют эти планы нереалистичными из-за проблем с транспортировкой

Льготы для арктической нефти

Владелец «Нефтегазхолдинга» Эдуард Худайнатов попросил у Минфина господдержки для своего крупнейшего проекта по добыче нефти в Арктике — Пайяхского месторождения. Как следует из его письма в адрес замглавы ведомства Андрея Иванова от 25 декабря (копия есть у РБК, подлинность подтвердил чиновник Минфина), компания попросила предоставить ей госгарантии для банков-кредиторов в рамках привлечения проектного финансирования, субсидировать ставки по кредитам и софинансировать транспортную инфраструктуру месторождения из федерального бюджета. Кроме того, проекту, по мнению Худайнатова, нужна особая формула расчета ставки экспортной пошлины на нефть.

Пайяхское месторождение включает шесть блоков на Таймыре в Красноярском крае (Арктика), в районе реки Енисей. Утвержденные запасы проекта на начало 2018 года по категории С1+С2 составляют 163,1 млн т нефти и 7,5 млрд куб. м газа.

Сейчас, по словам Худайнатова, компания готовит материалы в госкомиссию по запасам для постановки на баланс запасов нефти в объеме 600 млн т. А ресурсная база теперь оценивается в 1 млрд т нефти. Ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на 2023 год, добыча на пике — более 50 млн т в год к 2030 году. Всю продукцию планируется экспортировать.

В октябре 2017 года Худайнатов оценивал планы по добыче на Пайяхе скромнее. Речь шла о добыче 7 млн т нефти к 2023 году, выходе на проектную мощность в более чем 18 млн т нефти к 2028 году, пике добычи в 21,9 млн т — в 2030 году. Инвестиции в проект на первом этапе для выхода на самоокупаемость оценивались в $5 млрд, общие капзатраты — в $20,2 млрд, цитировал Худайнатова ​на Х Евразийском экономическом форуме «Интерфакс». Тогда он заявлял, что искать инвесторов и структурировать проект будет российское подразделение банка Intesa Sanpaulo, и банк может войти в проект как соинвестор. В интервью РБК Худайнатов говорил, что ведет переговоры с Катаром об участии в проекте.

По итогам 2018 года «Нефтегазхолдинг» добыл 1,96 млн т нефти (на 7,6% меньше, чем в 2017 году), следует из данных ЦДУ ТЭК. Вице-премьер, курирующий ТЭК, Дмитрий Козак в декабре 2018 года прогнозировал падение добычи нефти в России к 2035 году вдвое. По его словам, падение начнется уже с 2022 года.

«Столь масштабный проект (как освоение Пайяхи. — РБК) позволит обеспечить решение нескольких задач из майского указа президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года»: загрузку Севморпути до 80 млн т в год и обеспечение темпов экономического роста выше мировых. На пике добычи созданный в рамках проекта ВВП будет составлять более 1,8 трлн руб. в год», — следует из письма Худайнатова.

Больше всех

Сейчас ни на одном месторождении нефти в России не добывается 50 млн т нефти в год. Одно из крупнейших в стране, Самотлорское месторождение «Роснефти» с запасами 2,7 млрд т, на пике добычи приносило 154 млн т нефти в год, а в 2017 году — 36,9 млн т, следует из отчетности компании.

Единственное месторождение на российском шельфе Арктики, где сейчас идет добыча нефти, — Приразломное месторождение «Газпром нефти», которое добывает 2,64 млн т в год. ЛУКОЙЛ свернул геологоразведку в Хатанге на своем Восточно-Таймырском блоке из-за бесперспективности, списав в убытки 9 млрд руб. «Роснефть» в том же районе на шельфе поставила на баланс запасы углеводородов Центрально-Ольгинского месторождения в объеме 81 млн т по категории С1+С2. Запасы нефти на Байкаловском месторождении в Хатанге, вошедшем в СП «Ермак» «Роснефти» и BP, Роснедра оценивали в 51,9 млн т.

Приразломное месторождение «Газпром нефти» (Фото: Максим Блинов / РИА Новости)

Топ-5 крупнейших в России месторождений по запасам

Самотлорское («Роснефть») — ​2,7 млрд т запасов

154 млн т на пике добычи / 36,9 млн т в 2017 году

Ромашкинское («Татнефть») — 2,3 млрд т запасов

103,7 млн т на пике добычи / 16 млн т в 2017 году

Лянторское («Сургутнефтегаз») — 2 млрд т запасов

10,35 млн т на пике добычи / 4,2 млн т в 2017 году

Приобское («Роснефть» и «Газпром нефть») — 1,7 млрд т запасов

42 млн т на пике добычи / 36 млн т в 2017 году

Федоровское («Сургутнефтегаз») — 1,5 млрд т запасов

36 млн т на пике добычи / 8,6 млн т в 2017 году

​* По данным аналитика АКРА Василия Тануркова.

Дорогая инфраструктура

Для Пайяхи планируется построить нефтеналивной терминал в бухте «Север» и нефтепровод на 413 км мощностью по 25 млн т в год с возможностью расширения до 50 млн т в год. Также месторождению нужны 1000 км дорог, электрогенерация мощностью 750 МВт и 1000 км линий электропередачи.

Если проект будет реализован при господдержке, Худайнатов обещает 60 трлн руб. налогов на срок разработки месторождения — по 1 трлн руб. в год после его выхода на проектную мощность, также он обещает трудоустроить около 30 тыс. человек.

Представитель «Нефтегазхолдинга» от комментариев отказался. Представитель Минфина отказался комментировать служебную переписку замминистра.

Источник РБК в Минфине сомневается, что ведомство одобрит просьбы Худайнатова, особенно пока запасы не поставлены на баланс. Другой чиновник ведомства отмечает, что в 2024 году таможенная пошлина на нефть будет обнулена, так что ее расчет по особой формуле будет неактуален.

«Нефтегазхолдинг» не обращался в «Транснефть» с предложением построить трубопровод в Красноярском крае, сказал РБК представитель «Транснефти» Игорь Демин, напомнив о строительстве нефтепровода Заполярье — Пурпе мощностью 45 млн т в год, который не заполнен на весь объем. В 2016 году стоимость этого трубопровода оценивалась в 211,2 млрд руб. (435 млн руб. за 1 км. — РБК).

По словам близкого к «Нефтегазхолдингу» источника РБК, компания рассчитывает на льготные кредиты госбанков по сценарию, в соответствии с которым ВЭБ кредитовал проект НОВАТЭКа «Ямал СПГ». «Денег на всю инфраструктуру из бюджета нам не получить, мы готовы проинвестировать большую часть сами. Но часть инфраструктуры станет собственностью государства. Нужны дноуглубительные работы, ЛЭП, автодороги, погранзастава и модернизация аэропорта Диксон», — перечислил он.

Нефть без танкеров

Средняя стоимость запасов сходных с Пайяхой месторождений составляет $2 за баррель, считает аналитик Raiffaisenbank Андрей Полищук, но с учетом отсутствия инфраструктуры и расположения в санкционной Арктике — менее $1 за баррель.

Аналитик АКРА Василий Танурков оценивает пик добычи на месторождении с запасами 600 млн т в 25–30 млн т в год. Но даже с таким потенциалом добычи он называет оправданными инвестиции, так как там ожидается добыча легкой нефти, которую можно продать с премией к Brent.

Председатель экспертной группы по вопросам освоения минеральных ресурсов и развития транспортной системы в Арктике Михаил Григорьев называет планы развития Пайяхи нереалистичными. «Помимо строительства с нуля инфраструктуры для вывоза нефти танкерами на экспорт необходимо построить не менее 100 танкеров на российских верфях. «Звезда» и другие российские верфи вряд ли справятся с таким заказом к 2023–2030 годам», — заключил он.

www.rbc.ru

 

Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 24 января 2019

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Экспорт СПГ из США в Европу будет расти по мере роста цен на газ в Европе
В то время как базовые цены на природный газ в Европе достигли годового максимума, их премия по отношению к базовым ценам на газ в США значительно превысила средние показатели за 2024 год, что свидетельствует о том, что американские экспортеры СПГ, вероятно, еще больше увеличат поставки в Европу, чтобы воспользоваться преимуществами растущего спрэда.
Азиатский СПГ достиг максимума в этом году
Спотовые цены на сжиженный природный газ в Северной Азии подскочили до самого высокого уровня в этом году на фоне усиления конкуренции со стороны Европы за топливо для тепло- и электростанций.