Хартия, которую не хочет ратифицировать Россия
Идея Европейской Энергетической Хартии (ЕЭХ) была выдвинута бывшим премьер-министром Голландии Рудом Любберсом на заседании Европейского Совета в Дублине 25 июня 1990 г.
Она была поддержана ЕС, а затем всеми участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как предложение, логически вытекающее из изменившейся политической ситуации в Европе и направленное на укрепление безопасности и стабильности в ключевой сфере экономики — энергетике.
17 декабря 1991 г. ЕЭХ была подписана в Гааге большинством европейских государств, ЕС, Австралией, Канадой, Турцией, США и Японией. ЕЭХ является политическим документом. Для преобразования намерений и деклараций ЕЭХ в юридические обязательства было признано необходимым выработать многосторонний Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) — как «продукт взаимных компромиссов и уступок, отражающих стремление участников переговоров найти баланс своих интересов».
ДЭХ и связанные с ним документы базируются на пяти ключевых элементах: поощрение капиталовложений в энергетику, государственный суверенитет над природными ресурсами, свобода доступа к энергетическим рынкам, свобода транзита энергоресурсов, свобода движения капиталов, связанных с инвестированием в энергетику.
ДЭХ подлежит ратификации законодательными органами стран-участниц. Он вступил в силу 16 апреля 1998 года, на девяностый день после сдачи депозитарию договора тридцатой ратификационной грамоты. До настоящего времени ДЭХ не ратифицирован Россией, Белоруссией и Норвегией. ДЭХ и связанные с ним документы: Заключительный Акт Конференции по Европейской Энергетической Хартии (КЕЭХ) и Протокол по вопросам энергетической эффективности и смежным экологическим аспектам (слово «Европейская» в Договоре было намеренно исключено) были открыты к подписанию 17 декабря 1994 г. в Лиссабоне. К настоящему времени их подписали 51 страна и ЕС. Среди них — практически все государства Европы, включая страны СНГ и Балтии, а также Австралия, Турция, Япония и Монголия.
Высказанные Россией стороной при подписании ДЭХ, Заключительного Акта и Протокола «озабоченности» о переводах платежей, торговле ядерными материалами и некоторым другим вопросам были зафиксированы в заявлении Председателя КЕЭХ, вошедшем в итоговые материалы встречи в Лиссабоне.
США, несмотря на активное участие в процессе, не подписали ДЭХ, хотя обратились с просьбой о разрешении продолжить участие в дальнейших переговорах в качестве наблюдателей. В отличие от США Канада неоднократно заявляла о намерении присоединиться к ДЭХ после завершения консультаций между Оттавой и провинциями, но в итоге так его и не подписала.
Российская Федерация применяет его на временной основе в соответствии с частью II Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и раздела II Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 16 июня 1995 г.
Таким образом, пока что, согласно ст. 31 этого закона международный договор подлежит выполнению с момента его вступления в силу для Российской Федерации. При этом п. 2 ст. 25 Венской конвенции установлено, что временное применение договора в отношении государства прекращается, если это государство уведомит другие государства о своем намерении не становиться его участником.
В случае ратификации ДЭХ войдет в национальную правовую систему в качестве международных обязательств России. В 1998 году Договор и связанные с ним документы был передан на ратификацию в Федеральное Собрание Российской Федерации, где «после длительных и острых обсуждений» этого документа в Государственной Думе его ратификация неоднократно откладывалась.
МИД России утверждает, что российские представители, принимая участие на всех этапах подготовки ДЭХ, ведут дальнейшую работу в рамках Конференции по Энергохартии.
Участие России в создании международной договорно-правовой базы масштабного многостороннего сотрудничества в энергетической сфере, по текущей версии российского дипведомства, содействует интеграции России в мировую экономику и международную систему коллективной энергетической безопасности. Одновременно ДЭХ содействует укреплению общеевропейской стабильности и энергобезопасности.
Продолжаются переговоры по ряду направлений, среди которых следует выделить вопросы транзита, основе делегациями России и Евроюза обсуждаются нерешенные вопросы в проекте Протокола к Энергетической хартии по транзиту, основными задачами которого является создание международно-правовых рамок для обеспечения свободы транзита энергетических ресурсов по территории стран-участниц.
Помимо Протокола разрабатываются также типовые соглашения между правительствами стран-экспортеров и транзитных стран, между правительствами транзитных государств и инвесторами в транзитные проекты, а также между компаниями по вопросам транзита нефти и газа.
Регулярно проводятся заседания рабочей группы по инвестициям, которая до 1999 г. занималась подготовкой Дополнительного (Инвестиционного) Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Впоследствии эта работа была приостановлена, а основное внимание уделяется анализу и оценке инвестиционного климата в отраслях ТЭК стран-участниц Договора к Энергетической хартии и его соответствию инвестиционным положениям ДЭХ. В этой связи страны представляют для обсуждения доклады, которые подробно обсуждаются в ходе заседаний. Российский доклад был представлен на заседании группы 3-4 ноября 2003 г.
В рамках Конференции по Энергетической хартии также проводятся заседания рабочей группы по торговле, в ходе которых обсуждаются вопросы, связанные с международной торговлей энергетическими товарами и их соответствие торговым положениям Договора к Энергетической хартии, Торговой поправке к ДЭХ и правилам ВТО.
На заседаниях рабочей группы по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам обсуждается политика стран-участниц Договора в этой области, а также выполнение ими положений Протокола к Энергетической хартии по энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам, — дает справку NEWSru.com.